Социально-экологические проблемы Приаралья

Процессы дестабилизации природной среды Республики Казахстан, причины и следствия

Экологическое образование и воспитание населения в Республике Казахстан

Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества.

Нельзя достигнуть решения экологических проблем, обеспечить устойчивое развитие общества без принятия мер по экологическому образованию, просвещению и воспитанию людей.

Экологическое образование – это комплекс знаний о глобальных условиях существования человека. Поэтому справедливо говорить о том, что экологическое образование - для каждого человека, оно является активным процессом, затрагивает проблемы взаимодействия человека и природы, стремится улучшить качество существования всех живых существ.

В формировании экологического образования первостепенное значение имеет усвоение принципов охраны природы и рационального природопользования. Важное направление в экологическом образовании также имеет экологизация кругозора. Экологизация кругозора предполагает овладение знаниями, смежными с экологическими, и отражает взаимосвязь экологических отношений с экономикой, научно-техническим прогрессом, политикой, правом и т.д. Немаловажное значение в экологическом образовании имеет также правильное определение причин экологических бедствий. К ним относится и экологическая неграмотность и малограмотность многих людей, низкая эффективность и некомпетентность пропаганды, как устной, так печатной.

Учитывая эти особенности, экологическое образование в нашей стране разворачивается на двух уровнях. Первый уровень – общее экологическое образование: в каждом учебном заведении появились курсы экологии.

Второй уровень – это подготовка профессионалов. Сейчас во многих вузах Казахстана осуществляется подготовка студентов по специальностям «Экология», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».

Как сложилась ныне структура экологического образования в Казахстане? Остановимся на школьном экологическом воспитании и образовании. Теперь уже стал фактом непрерывный процесс углубления и совершенствования экологического образования в средних образовательных учреждениях. Во многих из них действует базисный учебный план с набором специальных экологических предметов, осуществляется экологизация содержания действующих дисциплин. Следует отметить тот факт, что в Казахстане действует сеть гимназий, лицеев, колледжей, школ экологического профиля, в которых ведутся специальные курсы по экологии, факультативы «Окружающий мир», «Здоровье и окружающая среда». Экологическое образование в учебных заведениях начального и среднего образования осуществляется по следующим направлениям:

- введение в специальности и профессии экологического профиля;

- создание специализированных образовательных учреждений, готовящих специалистов по промышленной и аграрной экологии;

- разработка, внедрение и совершенствование экологической компоненты профессионального образования, учитывающей специфику конкретной специальности и профессии.

В колледжах экологического профиля налажено обучение по специальностям «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения».

В педагогических вузах ведется подготовка учителей экологии, в университетах готовят бакалавров и магистров по специальности «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».

Основы знаний должны складываться системой непрерывного экологического воспитания и образования. Начинаться она должна в семье, а затем продолжаться в школе, где наряду с получением теоретических знаний большую нагрузку должна нести общественная деятельность школьников, работа в школьных лесничествах, в клубах друзей природы и т.п.

Таким образом, направления экологического образования, если их кратко сформулировать, видятся в:

- усилении эколого-мировоззренческой нагруженности образования и, прежде всего, в более широком освещении духовно-нравственных и эстетических проблем экологии;

- выделении в различных науках экологического аспекта;

- включении в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды, которые связаны с регионально-отраслевой особенностью.

Значительную роль в экологическом образовании могут и должны играть средства массой информации – радио, телевидение, печать. При осуществлении этой образовательной функции редакции и органы управления этими средствами информации должны установить сотрудничество с соответствующими специальными, научными и образовательными учреждениями, которые занимаются проблемами охраны и улучшения окружающей природной среды.

Экологическое образование для устойчивого развития призвано:

- содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии;

- предоставлять критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и комплексного решения социальных, экономических экологических проблем;

- демонстрировать возможности развития экономики при сохранении окружающей природной среды;

- повышать значимость экологических традиций и экологически целесообразных приемов хозяйствования разных народов для воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию;

- способствовать личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации учащихся;

- предоставлять возможности для становления:

- бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям;

- активной гражданской позиции;

- ценностной ориентации и эколого-гуманистической картины мира, основанных на этике ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, ныне живущие и будущие поколения людей.

В более специфическом аспекте цель образования для устойчивого развития – содействие приобретению знаний, навыков, опыта, развитию творческих способностей, самореализации, становлению личности учащихся в процессе комплексного решения и предупреждения социальных, экономических, экологических проблем для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений на основе устойчивого развития.
Основным механизмом решения проблем и реализации устойчивого развития служит взаимодействие всех секторов общества: государственных органов, предпринимательских структур, общественных организаций.

Казахстан, являясь участником мировых процессов и явлений, также стремиться достичь устойчивого развития и прилагает к этому немалые усилия: от идентификации дестабилизирующих природную среду процессов до разработки собственной Концепции устойчивого развития.

Под процессом дестабилизации или экологическим риском следует понимать вероятность неблагоприятных для экологических ресурсов последствий любых антропогенных изменений и факторов. На территории Казахстана выделяют следующие регионы экологического риска.

1. Регионы с катастрофическим уровнем экологической дестабилизации природной среды:

- Акватория и осушившееся дно Аральского моря(Северо-Приаральская провинция). Это планетарная экологическая катастрофа. Восстановление Аральского моря как геосистемы в прежних параметрах невозможно. Основная задача - стабилизация Арала на современном уровне, разделение сокращающейся акватории с помощью дамб на цепь водохранилищ. Первоочередные меры: строгое регулирование норм водопользования и полива земель, сброс дренажных вод и увеличение пропусков речной воды в Арал. Кроме того, необходима социальная защита населения Приаралья, искусственное дождевание, опреснение минерализованных вод и др.

- Территория бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона(Чингизтауская провинция).Мероприятия по охране природы: действует закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»; изучение последствий ядерных испытаний; рекультивация нарушенных земель; диспансеризация и лечение населения, проживающего вблизи полигона; контроль за использованием каких-либо видов природных ресурсов из зоны экологического бедствия.

- Промышленный район Рудного Алтая(Западно-Алтайская горная провинция).Мероприятия по охране региона: уменьшение мощности и перепрофилирование предприятий цветной металлургии, оборудование их совершенными очистными сооружениями; внедрение малоотходных технологий; совершенствование технологических процессов в цветной металлургии и горнодобывающей промышленности; принятие Государственной программы по оздоровлению экологической обстановки на Рудном Алтае; массовая диспансеризация населения.

2. Регионы с критическим уровнем экологической дестабилизации природной среды:

- Восточное Приаралье (Нижне-Сырдарьинская провинция). Необходимо совершенствование технологии производства, методов очистки сточных вод.

- Шымкентский промышленный узел (Присырдарьинская провинция). Необходим строгий контроль за состоянием окружающей среды.

- Балхашский промышленный узел (Северо-Прибалхашская провинция). Необходимы: утилизация сернистого ангидрида, флотация методом выщелачивания меди, использование шлаков и шламов в строительной индустрии и др.

- Темиртауский промышленный узел (Ерементау-Баянаульская провинция). Необходимы: улавливание отходящих газов металлургического и химического производства; совершенствование очистных сооружений; оборотное водоснабжение; предотвращение загрязнения р. Нуры и Самаркандского водохранилища.

- Карагандинский промышленный район (Ерементау-Баянаульская провинция). Необходимы: утилизация отходов угледобычи и углеобогащения в строительной и дорожной индустрии; рекультивация нарушенных земель, терриконов, отвалов с возможной засыпкой пустой породой отработанных шахт; массовое озеленение с целью уменьшения запыленности воздушного бассейна.

- Жезказганский промышленный узел (Сарысу-Кызылжарская провинция). Необходимы: решение проблемы водообеспечения и водоснабжения на основе сооружения магистрального водовода Иртыш - Караганда - Жезказган.

- Алматинский промышленный район (Заилийская горная провинция). Необходимы: внедрение очистных сооружений и малоотходной технологии на промышленных предприятиях; сокращение выброса выхлопных газов автотранспорта посредством сокращения числа автомобилей в городе, перехода на пассажирский электротранспорт и развития метрополитена.

- Каратау-Таразский промышленный район (Каратауская горная провинция). Необходимы: сокращение газовых выбросов при производстве фосфорных удобрений; внедрение технологии малоотходного производства.

- Кустанайско-Рудненский промышленный район (Притобольская провинция). Рекультивация земель: выравнивание отвалов, посев трав, лесопосадки. Использование пустой породы в качестве балластного материала и в строительной индустрии.

- Экибастузский промышленный узел (Прииртышская провинция). Необходимы: рекультивация нарушенных земель; лесопосадки, фитомелиорация; совершенствование технологии сжигания высокозольного бурового угля в теплоэнергетике; использование отвалов пустой породы в дорожном строительстве и строительной индустрии.

- Северо-Прикаспийский (Тенгизский) промышленный район (Прикаспийская провинция). Необходимы: совершенствование технологии добычи нефти и природного газа; предотвращение катастрофических выбросов попутных газов и их возгорания; совершенствование технологии добычи нефти Бузачинского месторождения, отличающегося высоким содержанием асфальто-смолистых веществ и ванадия.

- Мангистауский промышленный узел (Мангистауская провинция) Необходимо совершенствование технологии добычи и переработки Мангышлакской нефти, отличающейся содержанием парафиновых фракций и повышенной вязкостью.

- Космодром Байконур (Нижнесырдарьинская провинция). Необходимы: разработка программы экологического восстановления земель, нарушенных в результате военных и космических испытаний; тщательный учет и картирование участков падения космических объектов; постоянный контроль за состоянием окружающей среды районов падения; сбор и удаление ступеней и частей ракет; Удаление почвогрунтов, загрязненных гептилом.

- Казахстанская часть бассейна р. Сырдарьи (Присырдарьинская и Нижнесырдарьинская провинции). Необходимы: соблюдение технологических условий и нормативов, обеспечивающих экологическую чистоту водных ресурсов; контроль за использованием пестицидов и минеральных удобрений.

- Низовья долины р. Шу (Мойынкумская провинция) Необходимы: регулирование водопотребления на основе Межгосударственного соглашения между Казахстаном и Кыргызстаном.

- Казахстанская часть бассейна р. Иртыш (Западно-Алтайская горная провинция). Необходимы: предотвращение загрязнения реки мощными предприятиями горнодобывающей промышленности, цветной металлургии, энергетики; регулирование проблемы стока р. Иртыш.

- Сорбулак — накопитель сточных вод г. Алматы (Илийская провинция). Необходимы: укрепление дамбы накопителя сточных вод; посадка тополя для усиления транспирации воды и укрепления берегов.

Трагедия Арала - это не только социальная и экономическая проблема, но и медицинская. Практически, все население близлежащих районов страдает различными заболеваниями. И не только вблизи катастрофы уже сегодня, мы живущие за тысячу километров от уходящего моря, ощущаем на себе изменение климата, усиление загрязнения воздуха. Людская трагедия тесно связана с трагедией природы, которой уход моря нанес невосполнимый ущерб. Нарушился экологический баланс региона, что привело к исчезновению множества видов животных, целого ряда представителей флоры. А на огромной территории оголившегося дна Арала появилась еще одна пустыня, которая несет угрозу нормальной жизнедеятельности людей и природы не только в непосредственной близости от нее, но и в других регионах. Поэтому, говоря Приаралье, нужно всегда помнить о том, какой вред окружающей среде может нанести активная бездумная деятельность человека.

За 35 лет уровень Арала снизился почти на 17м, средняя глубина уменьшилась с 16,0 до 9,0м (рисунок 11.1). По мере снижения уровня воды Аральское море быстро изменяло свои привычные очертания (рисунок 11.2). Береговая линия выдвинулась в водоем, и выровнялась, некоторые острова причленились к берегу, многие заливы высохли (рисунок 11.3). Высыхание моря продолжается, а это значит, что из-под воды освободятся еще более засоленные почво-грунты и тогда воздух Приаралья будет еще более насыщен ядовитой солью и пылью (рисунок 11.4). На космических снимках видно, что соль и пыль проникают на 1000 км в глубь густонаселенных оазисов. Если учесть, что атмосферная пыль может осаждаться и накапливаться, в основном на влажных участках, то здесь не исключаются также и горы, где берут начало среднеазиатские реки и воду, которых мы пьем. Аральская соль и пыль, поднимаясь высоко в воздух, перемешивается с облаками и уносится на большие расстояния и там выпадает в виде соленых осадков

Полагается, что основные положения концепции выхода из Аральского кризиса состоят в следующем:

- структурная перестройка сельского хозяйства, прежде всего немедленное и резкое сокращение выращивания хлопка;

- ликвидация массированного применения ядохимикатов;

- переход на водосберегающие технологии орошения; выполнение работ по существенному снижению фильтрации в стенках оросительных каналов;

- разработка научно обоснованной и экономичной схемы потребления воды из рек Амударья и Сырдарья.

Среди множества способов и частных решений спасения Арала выделяются следующие предложения:

- соединение Каспийского и Аральского морей. Казахстанские ученые предусматривают непосредственное соединение каналом Каспийского и Аральского морей. Канал протяженностью 500 км предполагается пустить в основном по территории севернее Туркмении;

- соединение между собой не морей, а залива Кара-Богаз-Гол с рекой Амударья выше Каратау (северный водовод протяженностью 500 км) и Каспийского моря с Каракумским каналом, отбор воды из Каспия в районе г.Красноводск (южный водовод протяженностью 200 км). Оба водовода будут проходить по территории Туркмении. Водоводами будут служить не каналы, а трубопроводы.