Движение и развитие.

Понятие субстанции в философии.

Категория бытия в философии.

Проблемы бытия и небытия, существования и несуществования изучает онтология.

Впервые проблему бытия как философской категории выделил Парменид для обозначения того что есть (существует). Досократическая философия отождествляет бытие с вечным и совершенным космосом. Понимание бытия значительно расширил Платон, который указал на то, что бытием может обладать не только материальное, но и идеальное.

Для средневековой философии «истинное бытие» – Бог, неистинное – бытие, сотворенное Богом.

Немецкая классическая философия ввела понятие «субстанция» – некая сущность, лежащая в основе мироздания.

Философия 20 века связала понятие бытия с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. Философы трактуют категорию бытия в соответствии с исходными принципами своего учения.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие осуществовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть — всё видимое и невидимое. Бытие есть то, что может нами мыслиться, что мы можем помыслить.

Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции («то, что лежит в основе» лат.), в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета какой-то одной субстанции, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, такая философская позиция называется дуализмом; если более двух – плюрализмом. Монизм может быть материалистическим: мир изначально материален, материальность лежит в основе его единства. Идеальное – это свойство материи. Идеалистический монизм считает, что идеальное является вечной, неуничтожимой первоосновой любого бытия.

Таким образом, философия рассматривает две самостоятельные субстанции – материю и сознание.

Движение – это любое изменение состояний природных процессов и явлений. Движение вечно, неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой относителен и имеет преходящий характер.

В науке выделяют два основных типа движения. Первый связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества. Это количественные изменения.

Движение может сопровождаться изменением внутренней структуры предмета, что ведет к изменению качества вещи и превращению ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения называется развитием. Если развитие сопровождается усложнением структуры, повышением уровня организации – это прогресс; если оно идет от более развитых форм к менее развитым – это регресс.

Среди многообразных форм движущейся материи выделяются некоторые основные. Это — механическая форма движения материи (пространственное перемещение тел относительно друг друга), разнообразные физические формы движения (тепловая, электромагнитная, внутриатомная, внутриядерная и т. п.), химическая (образование и разложение молекул, входящих в состав различных веществ), биологическая, (органическая жизнь во всех ее многообразных проявлениях, изменения, претерпеваемые живыми организмами), социальная (развитие человеческого общества).