Примордиализм, конструктивизм, инструментализм в понимании этничности.
Концепции этничности.
Примордиализм –представление об изначальности этнических категорий, об этничности как извечном свойстве человеческой природы. Пьер Ван ден Берге. Этничность – продолжение, расширение родственности. К. Гирц. Низменный и фундаментальный аспект Я-образа каждого человека. Влияние на националмизм – исконность нации. Сторонники примордиализма считают, что «осознание групповой принадлежности заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознать членов родственной группы была необходима для выживания».
Узкое место. Почему значимость этничности колеблется. Исходя из точки зрения примордиалистов советская интернациональная пропаганда изначально обречена на провал. Но тем не менее много людей ощущали себя советскими.Я –советский человек – не только идеологический конструкт, но и реальная самоидентификация миллионов граждан СССР.
Конструктивизм(Андерсон, Хобсбаум, Геллнер)–этничность – сконструированная идентичность.Искусственное создание отличий. Представление об общеразделяемой культуре. Факультативная идентификация человека. Может участвовать, а может нет. Интеллектуалы создают, конструируют национальную культуру, изобретают традицию, распространяют национальное самосознание в народе. Политика этнического предпринимательства. Но объективный характер некоторых этнических признаков признается.
Инструменталисты (Белл, Глейзер, Янг) – самый крайний вариант. Этничность – продукт манипулирования со стороны элит. Примордиалисты помещают этничность в сердце человека, инструменталисты – в голову. Изобретение интеллектуалов. Общественный проект.
Узкие места – почему не одну сотню лет не удалось превратить басков в испанцев, фламандцев в бельгийцев, курдов – в турок. Конструктивисты ставятся в тупик перед устойчивостью этничности и сохранением ее в течение столетий. Или другой вопрос. Да, этничность - эффективный инструмент политической борьбы и политической мобилизации. Но почему она является столь мощным орудием борьбы, если она не более чем изобретение интеллектуалов? А реалии не вписываются однозначно в конструктивистские концепции. Устойчивость этнических идентификаций, межпоколенный характер этничности, даже в стабильные эпохи люди идентифицируют себя с этническими группами, этническая идентификация формируется в процессе социализации человека, люди почти никогда не стоят перед необходимостью выбора идентичности этнической (исключение – безопасность, выгода, коньюнктура).
Поэтому нужно отвергнуть крайности всех трех подходов. И скомбинировать примодиалистские чувства и материальные расчеты. А значит – этническое в каждом человеке действительно первично, и в этом примордиалисты правы, однако, востребованность, степень актуализации и выраженности этого признака чаще всего определяется (конструируется) как внешними, социальными обстоятельствами (кризис, «этническое предпринимательство»), так и собственной личностной установкой.
1. Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Каждому человеку свойственна потребность принадлежать к какой-то группе. Идентифицировать себя с кем-то. Изначально человеку присуще качество отождествлять себя с кем-то и противопоставлять кому-то. Человеческое самосознание – иерархия идентичностей. . Одно из первых мест в иерархии идентичностей. Этническая принадлежность – одно из основных средств идентификации личности и группы. Она задается с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением в которое попадает человек и которое задает общепринятые стандарты поведения. Это данность, через которую они себя осознают. Так вот этническое отождествление одно из самых стойких, не всегда ярко проявляющихся, но очень стойких. «Мы-они», «Наши – не наши». Профессию можно поменять, можно изменить социальный статус, гражданство, но этническое происхождение – невозможно, это как семья, нечто кровное. И вот в обычных условиях мы не акцентируем внимания на этнической принадлежности, но когда рушатся социальные связи, обычный уклад, (распадается система, партия), человек ищет опору, на какую группу опереться, какую нишу найти. Найти психологическую опору в традиции. Этой опорой обычно становится этническая группа- (феномен диаспор, землячеств и т. д.). А группа требует соблюдения групповых норм. Отсюда – внимание к этнической идентификации, консолидация общности, выработка идеала национального, охрана культуры, мифологизация истории. Кроме того, весьма интересен такой подход при котором устойчивость этничности определяется базовыми психологическими потребностями человека. А) потребностью в защите, безопасности, б потребность в принадлежности к общности, в) потребность в самобытности, уникальности. Эти потребности вступают в противоречие друг с другом и человек должен их как-то согласовывать. Удовлетворяя потребности в безопасности и общности идентифицирует себя с этнической группой. Формирует чувство «мы». Но с другой стороны растворяется самобытность, и личность компенсирует это, отделяя общность от других, акцентируя ее особенность, самобытность или даже превосходство Формирует чувство «они». Почему он не может найти самобытность в трудовом, профессиональном коллективе? Да потому что их много. А этническая группа самобытна, эксклюзивна. Она сама собой дает это чувство эксклюзивности..
Т. о. – этничность неистребимый, очень стойкий феномен человечества. Но возникает вопрос – почему конец ХХ века стал эрой этнического ренессанса. А здесь следует отметить, что мы видим, что этот процесс может вызревать и демократических и авторитарных режимах. Но с авторитарными проще разобраться.
2. Здесь любое разнообразие воспринимается как угроза. Разнообразие народов и культур воспринимается враждебно. Политика направленная на денационализацию, ущемление прав, ассимиляцию очень размывает этничность, но и рождает протест, мобилизацию, стремление бороться и сопротивляться. Когда конфликт прячут, маскируют, он чуть система ослабнет проявит себя с такой силой, что разрушит систему. Как только ослаб контроль, разваливалась партия, развалился Союз под натиском этнонациональных движений. И все увидели – не было единой общности советского народа. А был идеологический миф. С другой стороны, рушились социальные связи, привычный ход вещей, люди утратили привычные ниши. Куда они обратились – к этничности, создавая новую групповую солидарность. Этничность – последнее пристанище, имеющая компенсаторную функцию. Элиты воспользовались этим и добавили к объективно вызревшим этническим процессам субъективное нагнетание ситуации.
Т.о. причиной в странах Восточной Европы этнический ренессанс вызван крахом тоталитарных режимов, многолетней политикой дискриминации и попрания прав этнических групп, меньшинств, как правило.
3. Ну а как объяснить эти процессы в странах Запада? (деколонизация). А здесь две глобальные причины – демократия и глобализация. 1А) Как ни парадоксально, но демократия не отменяет этничность, она стимулирует ее, направляя в цивилизованное и приемлемое русло. В ХХ веке неуклонная демократизация и рост правовой защищенности личности. По всем направлениям. В том числе и по направлению охраны этнических прав, признания права на самобытность. Современная демократия предполагает защиту и охрану этнического разнообразия. Вызвано потребностями этнических групп, но и в свою очередь еще больше стимулирует их активность. Поиски исчезающей этничности (Бельгия, Канада). Это приводит к серъезной конституционно-правовой перестройке. Государство как бы само указывает на проблемные точки. Т.е. выяснили - при в демократическом обществе этничность существует, но характеризуется ли она бесконфликтностью и беспроблемностью – отнюдь нет.
Б) Глобализация. С одной стороны – универсализация общественной жизни, взаимопроникновение, миграции, стандартизация. А с другой – колоссальное внимание к этнической самобытности, культурным отличиям.
1) Мир радикально меняется. Именно идентификация со своей этнической общностью позволяет обрести чувство защищенности.
2) радикальное изменение характера исторических процессов, конец «холодной войны» Закончилось противостояние двух систем и вакуум заполне этничностью и этнополитическими конфликтами. «Этнический конфликт заменил «холодную войну» в качестве наиболее взрывоопасной проблемы в мире»
3) Дискредетация идеологий, аппелирующих к классовой идентичности. Политические элиты стали использовать для легитимации своих действий и политической мобилизации этническую и националистическую фразеологию.
4) Реакция на процессы глобализации и угрозу исчезновения. Реакция на тенденцию унификации духовной и материальной культуры. Вот и проявляется живучесть этноса.
5) Встреча культур и цивилизаций. Их контакты зачастую проблемны. Иммигранты в странах Западной Европы.
6) Стимулирует этничность даже само желание вписаться в условия, диктуемые глобализацией. Феномен иммиграции и создание спаянных диаспор. Вес этнического Я у меньшинств гораздо выше чем у титульного доминирующего народа
7) Неопролетариат, отставшие, не вписавшиеся. Формируется из иммигрантов, т.е. на этнической почве. Источник конфликтов.
8) Урбанизация, мобильность населения, связывая вместе разные группы обуславливает борьбу между ними за социальные благу, за социальный статус.
9) Рост материального благосостояния, трансформация классовой структуры уменьшает опасность конфликта на классовой почве. И теперь вместо классовых форм самоорганизации – этнические. Чем выше уровень жизни, тем меньше заботы о хлебе насущном и тем большое внимание культурным проблемам.
В планетарном масштабе глобализация (навязывание западных, либеральных ценностей) ведет к противоречиям, если не столкновению цивилизаций (пример Запад-ислам). А учитывая то, что цивилизационные характеристики очень во многом пересекаются с этническими (культура, язык, психология, религия и т.д.) можно говорить о ее роли в современных глобальных конфликтах.
Т.о. Этническая составляющая жизнедеятельности общества невероятна важна. Сегодняшний этнический ренессанс обусловлен комплексом казалось бы противоречивых причин среди которых – изначальная стойкость этничности и этнической идентичности, демократизация политической и общественной жизни, реакция на авторитарное наследие, глобализация стали теми факторами, которые актуализировали этничность.