Нормирование качества окружающей природной среды должно способствовать обеспечению благоприятной экологической обстановки для всей биосферы.

Стандарты воздействия на окружающую среду и их обоснование.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 19, гл.5). Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, а также других государственных стандартов. Нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Разработка нормативов включает в себя:

Проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;

Проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов;

Осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов;

Формирование единой информационной базы данных нормативов;

Оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Нормирование заключается в установлении 1) нормативов качества окружающей среды; 2) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» в главе 5 установлены следующие нормативы:

нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных веществ и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.

Предельно допустимый выброс веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источника загрязнения в атмосферу при условии. Что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения. Растительного и животного мира. Они устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения. Если концентрация вредных веществ превышает значения ПДК в воздухе, то вводится поэтапное снижение выбросов и устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) на уровне выброса предприятий с наилучшей технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам (ГОСТ 17.2.302-78)

Аналогичным образом разрабатываются нормативы по предельно допустимым сбросам (ПДС) и временно согласованным сбросам (ВВС) в водные объекты.

При помощи эколого-правовых мер делается попытка предотвращения загрязнения атмосферного воздуха различными загрязнителями и отравляющими веществами.

Все нормативы качества окружающей среды подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические, экологические и вспомогательные (рис 3.1.).


 

 

Рисунок 3.1. Нормативы качества окружающей среды.

 

 

 


В первую группу входят нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических, физических и др.), нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и прочее. Цель таких нормативов - определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов качества окружающей природной среды.

Вторую группу образуют экологические нормативы. Эти нормативы устанавливают требования к источникам вредного воздействия и ограничивают их деятельность определенными предельными величинами (ПДВ, ПДС).

В третью группу входят вспомогательные нормы и правила, обеспечивающие единство в употребляемой терминологии, в деятельности структур и в правовом регулировании экологических отношений.

Нормирование ПДК является составной частью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и направлено на разработку научно-обоснованных критериев безопасности и безвредности для здоровья человека факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности. Главная задача санитарного нормирования среды заключается в установлении единых санитарных норм для всей территории России. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России утверждает санитарные нормы, определяющие предельно допустимые условия влияния на организм человека факторов среды его обитания.

Нормирование ПДК является составной частью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и направлено на разработку научно-обоснованных критериев безопасности и безвредности для здоровья человека факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности. Главная задача санитарного нормирования среды заключается в установлении единых санитарных норм для всей территории России. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России утверждает санитарные нормы, определяющие предельно допустимые условия влияния на организм человека факторов среды его обитания.

Нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ дают экологическую и социально-гигиеническую оценку состояния окружающей среды, но не указывают на источник вредного воздействия т не регулируют его поведение. Эту функцию выполняют нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ), которые устанавливаются по источникам выбросов. В частности, для России введены жесткие нормативы ПДВ на выбросы от автотранспорта. Например, для автомобиля ВАЗ объемом

камеры сгорания двигателя от 1100-1200 см³ ПДВ на выбросы в атмосферу монооксида углерода (СО), составляет 3%, углеводородов (СxНy) – 1.5%. В большинстве городов около 50-70% выбросов загрязняющих веществ приходится на долю автомобильного транспорта.

 

Наряду с вышеуказанными загрязнениями следует отметить особый вид загрязнений – шумы, вибрации, магнитные, электрические поля, которые относятся к видам акустического загрязнения окружающей среды (рис. 3.2).

 

Рисунок 3.2. Нормативы вредных воздействий.

 

 

 

 


Объектом воздействия акустического загрязнения становится, прежде всего, здоровье человека и его трудоспособность. Нормативы предельно допустимых уровней шума, устанавливают органы здравоохранения РФ.

Бытовой шум – 20 дб, городской – 30-40 дб. Предельно допустимый шум для самолётов над землёй 50 дб. Шум в 90 дб вызывает у человека болезненные ощущения.

Важным направлением охраны человека и природной среды от вредного воздействия шума – введение экологически чистой бесшумной технологии в производственных процессах и на транспорте.

Источниками вредного для человека электромагнитного излучения являются радио - и телестанции, радиолокационные объекты, высоковольтные линии электропередачи. Санитарные правила запрещают постоянное проживание в зоне электромагнитного излучения, сооружение таких объектов в районах жилой застройки. К иным физическим воздействиям относятся тепловое загрязнение окружающей среды. Оно связано с работой крупных промышленных предприятий, требующих для охлаждения большие массы воды.

В настоящее время наиболее актуально радиационное загрязнение атмосферы, которое влечёт за собой радиационное воздействие, исходящее от радиоактивных веществ, т.е. веществ, обладающих активным излучением в результате распада, разложения атомных ядер некоторых химических элементов. Проходя через живые ткани человека, радиационного излучения поглощает энергию из клеток, нарушая биологические процессы, что приводит к физическим, химическим, физиологическим и, в конечном счете, к патологическим изменениям в организме. Примеры источников радиационного воздействия на организм человека множество, начиная совсем от безвредных – естественное космическое излучение и кончая экологическими катастрофами – утечками радиации, авариями на атомных станциях, ядерными испытаниями.

В соответствии со временем и мощностью полученной дозы все лица, подвергавшиеся облучению, подразделяются на три группы.

К группе А относятся все, кто постоянно или временно работал непосредственно с источником радиационного воздействия.

К группе Б – лица, которые по условиям проживания или размещения могут быть подвержены радиационному воздействию.

К группе В – все остальное население региона, города, района.

Предельно допустимой нормой (ПДН) воздействия следует считать дозовый предел для облучаемых лиц группы А, получаемый индивидуально за календарный год, при котором равномерное облучение в течение 50 лет последующей жизни не может вызвать неблагоприятные изменения в организме.

ПДН облучения для группы А за календарный год 5 бэр; группы Б – 0,5 бэр. Для района Чернобыльской АЭС установлены аварийные ПДН радиации. Минздрав рекомендовал на всю жизнь – 35 бэр на 70 лет (50 бэр*70=35 бэр).

Радиационный фон в средней полосе России с учётом естественной радиации составляет 10-20 микрорентген в час (мощность излучения цветного телевизора – 30-40 микрорентген в час, в салоне самолёта на высоте 10 км – 400 мкр/час).

Приборы для обнаружения и измерения ионизирующего излучения по своему назначению подразделяются на дозиметры, радиометры, спектрометры. Имеются универсальные приборы, которые совмещают функции всех трёх видов. В зависимости от объёма и характера контроля приборы могут быть для индивидуального контроля (носимые), группового (непереносимые) и стационарные однокамерные и многокамерные приборы и установки для непрерывного дистанционного дозиметрического контроля.

 

 

Список литературы.

 

1. Декларация «О государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической республики», 12 июня 1990 г., Ведомости, 1990, №2, с. 22

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22 ноября 1991 г., Ведомости,1991, №52 с.1865

3. Конституция Российской Федерации, 21 апреля 1992 г., М.,1993

4. Закон «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ //Российская газета, 2002 г., 12 января.

5. Боголюбов С.А. Экологическое право./Учебник для вузов – М.: Изд-во НОРМА, 2001, с. 448.

6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.: Профобразование, 2002, с. 563.

7. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. – М.: 2000, с. 143.

8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября2001 г. №136- ФЗ // Российская газета, 2001 г., 30 октября.

9. Об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г. № 96- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1999. № 18, ст. 2222.

10. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 29. 12. 2001 № 169- ФЗ // Российская газета, № 1, 04. 01. 2001.

11. Федеральный закон «О лицензировании » от 08.08.2001г. № 128- ФЗ. // Российская газета, № 153-154, 10.08.2001г.

12. Об аудиторской деятельности федерального закона от 07.08.2001г. № 119- ФЗ// Российская газета, 09.08.2001г.

13. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 4, с. 1650.

14. Лесной кодекс Российской Федерации от 25.09.2001г. № 136-ФЗ // Российская газета, 30 октября 2001г.

15. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 47, с. 4471.

16. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998г. № 146-РФ (часть первая); № 118-ФЗ от 05.08.2000г. // Собрание законодательства Российской Федерации 1998г., № 31, с. 38 24.

17. Николаев А. В. Основы экологического права и проблемы экологии.- Санкт-Петербург, 2001, с. 72.

18. Экологическое право России.: Сб. нормативных правовых актов и документов / Под ред. Голиченкова М., 1997, с. 170.

19. Винокуров Ю. Е. Практикум по экологическому праву Российской Федерации.М., МНЭПУ, 2000г., с. 72.

20. Байдаков С. Л., Серов Г. П. Правовое регулирование безопасности муниципального образования в сфере жизнедеятельности: Учеб. пособие., М.: Изд-во МНЭПУ, 2002г., с. 102.

21. Лопашенко Н. А. Экологические преступления. СПБ: Юрид. Центр Пресс, 2002г., с. 345.

22. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильяк, М.: МНЭПУ, 2001г., с. 201.

23. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. М.: Госстандарт России, 2001г.

24. Экология, охрана природы, экологическая безопасность.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000г.

25. Закон РФ «О недрах», 19 февраля 1992 г., Ведомости, 1992, №16, с.834

26. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, 15 июня 1992 г., Ведомости,1992, №33, с.1917

27. Закон РФ «Основы лесного законодательства российской Федерации», 6 марта 1993 г., Ведомости, 1993, №15, с.523

28. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г

29. Формирование экологического законодательства в Нижегородской области. Сборник законов, Н. Новгород,1999 г.

 

 

Глава 4. Органы государственного управления природопользованием

4.1 Структура органов управления природопользованием и охраной окружающей среды

 

После Конференции ООН по охране окружающей среды в Стокгольме (1972 г.) многие страны мирового сообщества стали осуществлять согласованную экологическую политику в области управления природопользованием и охраны окружающей среды. В этот период во многих странах были созданы специальные государственные органы по природопользованию и охране окружающей среды. Например, в Великобритании Министерство по охране окружающей среды было создано в 1970 году; в Дании, Голландии, Австралии, Франции, Канаде – в 1970 году; в Австрии, Польше, Норвегии, Новой Зеландии в 1972 году и т. д.

В бывшем Советском Союзе в соответствии с вышедшим в 1972 году постановлением «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» функции по природопользованию закреплялись за разными министерствами и ведомствами. Например, за использование и охрану водных ресурсов отвечало Министерство мелиорации и водного хозяйства, за использование и охрану земельных ресурсов - Министерство сельского хозяйства, за использование рыбных запасов – Министерство рыбного хозяйства.

Отрицательным моментом такого подхода к управлению природопользованием был ведомственный подход к природным ресурсам, когда сами министерства и ведомства использовали ресурсы и сами контролировали свою деятельность.

Целостная система управления в области природопользования и охраны окружающей среды стала складываться в России с 1988 года. Постановлением Правительства «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» (январь 1988 г.) был создан Государственный комитет СССР по охране природы, в задачу которого входила разработка и реализация эффективной политики в области охраны окружающей среды. Аналогичные комитеты были созданы во всех республиках, областях, городах. В России такой природоохранный орган был создан в 1989 году.

В последнее время идет активный процесс формирования структур экологической «власти», создания законов, нормативных актов, инструкций, методических материалов и др. Совершенствуется государственная система управления в области рационального использования и охраны природной среды.

Компетенция, задачи и функции государственных органов Российской Федерации по управлению природопользованием и охраной окружающей среды определены Законом РФ «Об охране окружающей среды» (статья 8). Указом Президента РФ от 17.05.00 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднен ряд ранее существовавших и образованы новые органы исполнительной власти.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ с изменениями и дополнениями от 31.12.97 г. №3-ФКЗ.

На схеме (рисунок 4.1) приведена структура органов государственного управления Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

 
 

 

Рис. 4.1 Система органов государственного управления Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

 

Структура органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды делится на две категории: общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Администрация Президента, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы управления. К государственным органам специальной компетенции относятся те органы, которые специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранные функции. Эти органы делятся на три вида: комплексные (вопросы природоохранительных задач); отраслевые (вопросы по охране и использованию природных объектов); функциональные (выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов).

Практически все виды деятельности на территории России – производство, строительство, освоение недр, использование природных ресурсов, импорт продукции требуют от производителя работ или инвестора тщательной проработки вопросов экологической безопасности, их согласования и экспертизы в соответствующих федеральных и региональных органах. В компетенцию комплексных органов управления (Государственный экологический контроль, Государственная экологическая экспертиза, Арбитражный суд) входят:

Определение основных направлений в экологической политике;

Планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ;

Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды;

Утверждение нормативов вредных воздействий, выдача разрешений на выброс, сброс, захоронение вредных веществ;

Взыскание ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

Организация заповедного дела;

Экологическое образование и воспитание;

Международное сотрудничество.

В компетенцию специально уполномоченных органов управления в области природопользования – Минприроды, Росгидромета, Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям входят:

Организация и руководство контрольно-инспекционной деятельностью, координационной, эколого-просветительной, заповедной, международной. Например, Министерство природы РФ утверждает нормы и правила природопользования, издает нормативные акты, дает разрешения на выбросы, сбросы вредных веществ;

Надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных правил по охране атмосферного воздуха, почв, водоемов и водных источников от загрязнения вредными для здоровья человека веществами (возложен на Госкомэпидемнадзор);

Сбор информации о состоянии воды, воздуха, почвы осуществляет Росгидромет – Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Росгидромет – головная организация единой государственной службы мониторинга окружающей среды. Своеобразие деятельности Росгидромета в том, что он не наделен какими-либо предупредительными или карательными средствами реагирования;

Принятие чрезвычайных мер по ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами, возложено на МЧС.

В компетенцию функциональных органов управления входит большой перечень вопросов, которые находятся в ведении Госатомнадзора, Госгортехнадзора, Министерства внутренних дел. Основные задачи данных органов управления состоят в разработке и осуществлении мер по рациональному использованию и охране водных, лесных, биологических и других ресурсов.