Language teaching approaches. Подходы к преподаванию иностранных языков
Ход урока
Протокол (фотография) урока
Шапка: Число, тема, №урока, класс, учитель.
Страничку делим на 2 части. В левой колонке - этапы рока, в правой – их характеристика. Например,
I. Орг. Момент
1. Хорошо сформирован динамический стереотип
II. Целевая установка
1. Отсутствует
III. Речевая зарядка
1. Интересные вопросы.
2. Вопросы соответствуют теме урока.
3. Учитель спрашивает одних и тех же.
IV. Проверка д/з.
1. Нет связок в уроке.
2. Урок на иностранном языке.
3. Учитель слышит и исправляет все ошибки.
6. Конспект (план) урока
- «шапка»: число, номер урока, тема урока
- Постановка цели:
Практическая цель: по произношению, лексике, грамматике. (Очень четкая и конкретная) Закрепить грамматическую структуру…I have; I saw him doing something. Формировать навыки диалогической речи посредством работы над диалогом “In the Zoo”.
Воспитательная цель: формировать бережное отношение к окружающей среде, животному миу, уважение к старшим, учиться делать приятное, формировать уважение к культуре, толерантность. Формировать уважительное отношение к собеседнику. Развивать трудолюбие.
Образовательная цель: расширение кругозора (знакомство с традициями, культурой), расширение филологического кругозора (за счет знакомства с артиклями, времени).
Развивающая цель: развитие мышления, восприятия, памяти, воли. Формировать мышление. Развивать память в обучении лексики по теме…, в запоминании реплик диалога
Этап | Время | Речи учителя | Режим | Речь учеников | Наглядность |
1. Орг.момент | 1 мин. | Stand up! Hello! Sit down! | Teacher - class | - | - |
Лекция № 10 Основные направления (подходы) в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы.
1.Бихевиоризм.2. Когнитивизм.3. Гуманистический подход.4. Коммуникативный.5. личностно-ориентированный.6. Глобальный.7. Подход к обучению, ориентированный на продукт.8. Подход к обучению, ориентированный на процесс.9. дедуктивный пдход.10. Индуктивный. 11. Структурный.12. Лексический.13. Эклектический.14. Интегрированный.15. Аудитивный.
1. Behaviourism / Behaviourist approach
Бихевиоризм — подход к обучению, в котором индивидуум реагирует на стимул определенным поведением. Последующее закрепление данного поведения с помощью различных поощрений или наказаний либо будет способствовать его воспроизведению и повторению, либо приведет к отказу от него.
Скиннер предложил четыре основных принципа, направленных на повышение уровня образования:
• учителя должны четко объяснять, чему они будут обучать;
• задание должно носить пошаговый (градуированный) характер;
• необходимо обеспечить учащимся возможность работать в индивидуальном режиме;
• обучение должно носить «программированный характер» и обеспечивать стопроцентный успех благодаря повторению и закреплению с помощью различных поощрений.
Положительные черты подхода:
1) обеспечивает учащихся и учителей детально разработанной программой, в которой материал градуируется по степени сложности и изучался небольшими порциями;
2) процесс обучения строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивает обратную связь, получаемую либо непосредственно от учителя на уроке, либо в виде контрольного варианта, предусмотренного обучающей программой.
Отрицательные черты:
1) не учитывался принцип сознательности, обучение строилось на имитации и механическом выполнении действий;
2) процесс обучения отождествляется с поступками, основу которых составляют рефлексы, не учитывается целенаправленный и мотивированный характер деятельности человека.
Влияние на преподавание иностранных языков: появление целого ряда подходов и методов: аудио-лингвального в США, аудиовизуального во Франции,.
2. Cognitivism / Cognitive approach
Когнитивный подход к обучению основан на когнитивной психологии, опирается на принцип сознательности согласно которому учащийся является активным участником процесса учения.
В психологии известны различные индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют тип его личности и влияют на процесс учения. В зависимости от них и качеств личности у обучаемых формируется определенный способ выполнения деятельности в процессе познания, или когнитивный стиль (cognitive style). (Применительно к изучению иностранного языка основными когнитивными стилями можно считать следующие:
• полевая независимость (field independence) — способность индивида выделять нужный объект среди ряда отвлекающих факторов; полевая зависимость (field dependence) — зависимость человека от всего спектра воспринимаемых фактов, неумение выделить нужный объект;
• доминирующая роль одного из полушарий головного мозга (left- and right-brain functioning): доминирует левое полушарие - аналитический склад ума, правое полушария - индуктивный способ мышления, при котором человек оперирует блоками информации, предпочитает наглядность;
• толерантность (ambiguity tolerance) — способность индивида быть терпимым, воспринимать материал, противоречащий его взглядам, овладевать материалом даже способами, которые не характерны для его стиля познания;
• рефлективность (reflectivity) и импульсивность (impulsivity);
• визуальный и аудитивный стили (visual style, auditory style).)
Когнитивные стили, характерные для того или иного учащегося, определяют его учебный стиль (learning style)и влияют на выбор им учебных стратегий (learning strategies).В соответствии с когнитивным подходом при планировании учебного процесса учитель должен учитывать различные когнитивные и учебные стили учащихся этой группы. Когнитивная теория обучения иностранным языкам основывается на следующих положениях:
• обучение языку не должно строиться только на восприятии и механическом заучивании единиц языка или правил. Учащихся следует вовлекать в активный процесс познания;
• необходимо учитывать индивидуальные интересы учеников;
• процесс учения носит не только личностно, но и социально обусловленный характер, когда учащиеся общаются друг с другом и с учителем.
Влияние на преподавание иностранных языков: когнитивный подход к обучению реализуется в таких методах, как грамматико-переводной, сознательно-ориентированный подход, а также при обучении с помощью базы данных.