Системы работы с текстом
Метод чтения структур
Фонический метод
1. Ознакомление с согласными буквами. Установка первично-фонемных соответствий.
2. Чтение гласных в различных типах слогов.
3. Чтение словосочетаний, предложений, мини-текстов.
4. Чтение более продолжительных фабульных текстов.
2.Метод «по ключевому слову»
1. Предъявление, объяснение. «Сегодня мы научимся читать букву..., которая стоит в закрытом/открытом слоге и читается звуком...как в слове...» пример буква «а» открытый [ei] как в слове name, закрытый [æ] как в слове cat
2. Упражнения: - 1. Чтение слов в столбик, начиная с ключевого слова.
Cat name
Man flame
3. Упражнение 2. Чтение тех же слов в строчку
4. Упражнение 3. Чтение слов в строчку с добавлением слов по ранее изученным правилам.
5. Проверь себя. На уровне упражнения 3 + приводятся незнакомые слова на данное правило.
6. Упражнение 4. Чтение структур (предложения, вопросы). Структуры с расширением.
1. Устное проговаривание предложения. T - Cl
2. Наглядное чтение целого предложения. T – Cl – P1 – P2 – P3…
3. Чтение с иллюстрацией целого предложения. This is an apple – вместо яблока – иллюстрация. Затем картинки можно менять – банан, груша, слива…..
4. Разбивка предложения на слова.
5. Чтение структур с расширением.
a. This is a cat
b. This is a big cat
c. This is a big black cat
d. This is my big black cat
ЭТАП 2 - развития умений чтения: три режима чтения.
1. Чтение вслух на основе эталона. Технология:
a. Прослушивается эталон с голоса учителя или диска
b. Паузированное чтение
c. Чтение индивидуальное
2. Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени.
a. Учитель дает установку и идет самоподготовка
b. Чтение в парах
c. Индивидуальный опрос
3. Чтение без эталона и без предварительной подготовки. Два варианта:
a. Контрольный опрос на скорость чтения.
b. Смотр знаний в конце темы (когда накопилось 3-4 текста, можно повторить материал на чтение)
Параметры оценки техники чтения:
ü Темп чтения
ü Соблюдение норм ударения
ü Соблюдение норм паузации
ü Использование правильных моделей интонирования
ü Понимание прочитанного
1. Дотекстовый этап. Цель: сформулировать задачу для чтения, снять трудности, замотивировать класс. Например: Догадаться о содержании текста по заголовку, ответить на вопросы по теме, но не по содержанию текста.
2. Текстовый этап. Цель: сформировать или развить умения и навыки чтения, проконтролировать их состояние.
3. Послетекстовый этап. Цель: Использовать текст как опору для речи.
Требования к учебным текстам:
1. Объем текста. 1) Только короткие тексты не дают возможность сформировать все умения. 2) Только длинные тексты утомляют. 3) слово или объявление на двери – тоже текст. 4) схематизация – тоже текст Следовательно, объем д.б. разный!
2. Место основной идеи. В начале текста или конце.
3. Тематика текста.1) Соответствует программе УМК, 2) соответствует возрасту, 3) можно подключить тексты из других источников с целью полного отражения тематики УМК и интересов учащихся.
4. Проблематика текста. Имеет воспитательный потенциал, согласуется с интересами учеников.
5. Степень аутентичности. Нужно использовать аутентичные и частично аутентичные тексты.