III. Контроль умения говорения
Упражнения в обучении монологической речи.
1. Упражнения при обучении дедуктивным способом.
a. Сформулируйте главную мысль текста
b. Перескажите информацию текста, добавляя свою
c. Отметьте в тексте известную и новую информацию
d. Выберите ключевые слова
e. Расскажите о том, что подтверждает мысль о…
2. Упражнения при обучении индуктивным способом.
a. Упражнения на уровне фразы (назовите свои действия, попросите, поблагодарите, сделайте вывод, выразите мысль, опишите картинку, оцените поступок персонажа и т.д.)
b. На уровне сверхфразового единства (по ключевым словам расскажите о, расскажите и докажите правильность своих суждений, составьте высказывания на основе ситуации и т.д.)
c. Упражнения на уровне текста (опишите серию картинок по теме, прокомментируйте пословицу, составьте описание, расскажите о...по плану)
В международных и отечественных экзаменах используются задания 3 типов.
1. Первая часть – знакомство, вопросы с целью успокоения испытуемого, снятия эмоционального напряжения.
2. Вторая часть – задания на монолог с опорой (из серии реклам выбрать страну или город, куда вы хотите поехать и обосновать свой выбор) Составьте 5 минутный монолог: какое событие 20 века изменило жизнь людей, какой вам видится жизнь в 21 веке...(ЕГЭ!!!)
3. Третья часть – проверка диалогических умений (Выбрать общий подарок на день рождения друга, выберите подарок, обоснуйте свой выбор, выслушайте партнера). Контроль умения вести беседу, слушать, реагировать, приходить к общему решению. (ЕГЭ!!!)
Лекция 6 Обучение чтению как вид речевой деятельности. Упражнения.
План:
1. Требования гос.программы
2. Виды чтения
3. Методы и этапы обучения чтению
4. Система работы с текстом
5. Упражнения на проверку понимания текстов
6. Формы компрессии текстов
1.Чтение – самостоятельный вид речевой деятельности, а также средство обучения и контроля:
Чтение как средство обучения обозначает, что им пользуются для:
- расширения словаря учащ-ся;
- запоминания яз.материала;
- развития устной речи;
- развитии письменной речи;
Чтение как цель означает, что чтение – это одна из практических целей обучения в школе. Требования к нему указаны в гос.программе:
Начальный этап: В конце 6 кл. учащиеся должны читать вслух и про себя с полным пониманием текста на прогр. материале с 2-4 % незнакомых слов
Средний этап: В конце 9 кл. учащиеся должны владеть * чтением с извлечением полной информации (изучающее) текстов с 3-5 % незнакомых слов; * чтением с извлечением основной информации (ознакомительное) текстов с 2-3 % незнакомых слов; * чтением с извлечением частичной информации в просмотровом режиме.
Старший этап: В конце 11 кл. учащиеся должны уметь читать с извлечением полной (несложные оригинальные тексты общественно-полит., научно-популярного характера, адаптированные художественные тексты со словарем), основной (без словаря тексты с 5-8% незнакомых слов) и частичной (без словаря частично-адаптированные тексты (неспец школа) и неадаптированные (спецшкола) тексты) информации.
2. Виды чтения по целевой установке:
Просмотровое. Скорость 500 слов/мин. Получение общего представления о читаемом, нужно понять 15%.
Ознакомительное. Скорость 180 слов/мин. Чтение для себя, нужно понять 75%.
Поисковое. Чтение литературы по специальности, с целью найти конкретную информацию.
Изучающее. Скорость от 50-60 слов/мин. Полное точное 100% понимание прочитанного.
Виды чтения по участия голоса:
Чтение вслух
Чтение про себя
По участия родного языка:
Переводное
Беспереводное
По месту чтения:
Классное
Домашнее
По характеру работы:
Интенсивное – с исследованием содержания и языкового материала (стилистические и авторские приемы).
Экстенсивное – с исследованием только содержания.
3.Этапы обучения чтению.
1. Постановка механизма чтения
2. Развитие умения читать.
ЭТАП 1 - Учащиеся учатся читать с помощью 3 методов постановки механизма чтения:
1. Фонический (фонетический) – от буквы к звуку
2. По ключевому слову
3. Метод чтения структур