Антифрикционные и фрикционные пластики
Таблица 30
Основные свойства пенопластов (ГОСТ 9440—60, 14332—69, 14969—69)
Наименование материала | Удельный вес, г/см3 | Предел прочности, МПа | ан.10-3, кДж/м2 | Линейная усадка за 24 ч при 60 0С | |
sB | sz | ||||
Пенополистиролы: ПС-I ПС-IV Пенополивинилхлорид ПХВ-I Пенофенопласт ФФ Пенополиуретан ПУ-101 Пенополисилоксан К-40 | 0,06…0,22 0,05…0,08 0,07…0,22 0,19…0,22 0,1…0,12 0,2 | 0,3…3 0,4 0,4…1,5 0,8…0,9 0,8 | 4,2 1…1,4 1,8…4,6 1,2 0,6 | 1,7 0,12 0,4 0,16 | 0,7 0,8 0,9 1,3 0,1 |
Характеристики прочности и жесткости армированных пенопластов находятся в широких пределах. Для конструкционных целей достаточно 5…7 %-ного армирования пенопластов. В табл. 30 приведены свойства некоторых пенопластов.
Пенопласты поддаются механической обработке. Армированные пенопласты хорошо склеиваются.
Антифрикционные пластики применяют как эффективные заменители антифрикционных бронз и баббитов при изготовлении вкладышей подшипников трения - скольжения, втулок и др.
Антифрикционными реактопластами являются волокниты, текстолиты и древесно-слоистые пластики на основе феноло-формальдегидных смол.
Антифрикционными термопластами являются амидопласты (поликапролактам и полиамидная смола П-68) и фторопласты (фторопласт-4).
Эти пластики обладают низким коэффициентом трения, высокой износоустойчивостью и достаточной механической прочностью.
В этих случаях коэффициенты в парах трения пластмасса - сталь меньше или равны соответствующим коэффициентам в парах трения баббиты (бронзы) - сталь.
Износоустойчивость антифрикционных пластиков в 5…6 раз выше износоустойчивости бронз и баббитов.
Недостатками антифрикционных пластиков являются низкая теплопроводность (в 150…400 раз меньшая стали) и высокий коэффициент линейного расширения (в 10 раз больший стали).
К недостаткам текстолитов, древесно-слоистых пластиков и амидопластов относится также значительная водопоглощаемость, ухудшающая их механические свойства.
Вкладыши подшипников трения изготовляют из текстолитов ПТК, ПТ и скольжения - из древесно-слоистых ДСП-Г.
Слоистые наполнители в текстолите и ДСП, влияя на механические свойства, изменяют величину коэффициента трения. Так, максимальный коэффициент трения соответствует торцевому положению слоев к соприкасающейся поверхности, а минимальный- параллельному положению слоев к трущейся поверхности.
В подшипниках трения - скольженияиз текстолита и ДСП при значительных скоростях (Vск > 0,5 м/сек) и водяной смазке коэффициент трения меньше 0,002; при незначительных скоростях (Vск < 0,5 м/сек),достаточных удельных давлениях и минеральной масляной смазке коэффициент трения меньше 0,006.
При сухом трении ДСП и текстолитов коэффициент трения достигает 0,22.
Амидопласты и фторопласты обладают текучестью под нагрузкой (амидопласты при повышенных, а фторопласты при обычных температурах). Применение амидопластов и фторопластов в виде тонких пленок (толщиной 0,05…0,5 мм) на металлической основе устраняет текучесть.
В отличие от антифрикционных среди фрикционных пластиков высоким коэффициентом трения обладают асбоволокниты и асботекстолиты на основе феноло-формальдегидных смол (коэффициент трения без смазки достигает 0,3…0,4). Из этих пластиков изготовляют детали высокой фрикционной способности (накладки и колодки тормозных устройств, муфты и др.).
Недостатком фрикционных пластиков является низкая теплопроводность (в 100 раз меньше стали), увеличение которой достигается введением особых компонентов, например латунных частиц (материал ФК-16Л). Фрикционные свойства этих пластиков сохраняются до 200…300 °С.