Антифрикционные и фрикционные пластики

Таблица 30

Основные свойства пенопластов (ГОСТ 9440—60, 14332—69, 14969—69)

 

Наименование материала Удельный вес, г/см3 Предел прочности, МПа ан.10-3, кДж/м2 Линейная усадка за 24 ч при 60 0С
sB sz
Пенополистиролы: ПС-I ПС-IV Пенополивинилхлорид ПХВ-I Пенофенопласт ФФ Пенополиуретан ПУ-101 Пенополисилоксан К-40   0,06…0,22 0,05…0,08   0,07…0,22 0,19…0,22 0,1…0,12 0,2   0,3…3 0,4   0,4…1,5 0,8…0,9 0,8   4,2 1…1,4   1,8…4,6 1,2 0,6   1,7   0,12 0,4 0,16   0,7 0,8   0,9 1,3 0,1

 

Характеристики прочности и жест­кости армированных пенопластов находятся в широких пределах. Для конст­рукционных целей достаточно 5…7 %-ного армирования пенопластов. В табл. 30 приведены свойства некоторых пенопластов.

Пенопласты поддаются механи­ческой обработке. Армированные пе­нопласты хорошо склеиваются.

 

Антифрикционные пластики применяют как эффе­ктивные заменители антифрикционных бронз и баббитов при изго­товлении вкладышей подшипников трения - скольжения, втулок и др.

Антифрикционными реактопластами являются волокниты, текстолиты и древесно-слоистые пластики на основе феноло-формальдегидных смол.

Антифрикционными термопластами являются амидопласты (поликапролактам и полиамидная смола П-68) и фторопласты (фторопласт-4).

Эти пластики обладают низким коэффициентом трения, высокой износоустойчивостью и достаточной механической прочностью.

В этих случаях коэффициенты в парах трения пластмасса - сталь меньше или равны соответствующим коэффициентам в парах трения баббиты (бронзы) - сталь.

Износоустойчивость антифрикционных пластиков в 5…6 раз выше износоустойчивости бронз и баббитов.

Недостатками антифрикционных пластиков являются низкая теплопроводность (в 150…400 раз меньшая стали) и высокий коэффи­циент линейного расширения (в 10 раз больший стали).

К недостаткам текстолитов, древесно-слоистых пластиков и амидопластов относится также значительная водопоглощаемость, ухудшаю­щая их механические свойства.

Вкладыши подшипников трения изготовляют из текстолитов ПТК, ПТ и скольжения - из древесно-слоистых ДСП-Г.

Слоистые наполнители в текстолите и ДСП, влияя на механические свойства, изменяют величину коэффициента трения. Так, максимальный коэффициент трения соответствует торцевому положению слоев к соприкасающейся поверхности, а минимальный- параллельному положению слоев к трущейся поверхности.

В подшипниках трения - скольженияиз текстолита и ДСП при значительных скоростях (Vск > 0,5 м/сек) и водяной смазке коэффициент трения меньше 0,002; при незначительных скоростях (Vск < 0,5 м/сек),достаточных удельных давлениях и минеральной масляной смазке коэффициент трения меньше 0,006.

При сухом трении ДСП и текстолитов коэффициент трения дости­гает 0,22.

Амидопласты и фторопласты обладают текучестью под нагрузкой (амидопласты при повышенных, а фторопласты при обычных темпе­ратурах). Применение амидопластов и фторопластов в виде тонких пленок (толщиной 0,05…0,5 мм) на металлической основе устраняет текучесть.

В отличие от антифрикционных среди фрикционных пла­стиков высоким коэффициентом трения обладают асбоволокниты и асботекстолиты на основе феноло-формальдегидных смол (коэффи­циент трения без смазки достигает 0,3…0,4). Из этих пластиков изго­товляют детали высокой фрикционной способности (накладки и ко­лодки тормозных устройств, муфты и др.).

Недостатком фрикционных пластиков является низкая теплопро­водность (в 100 раз меньше стали), увеличение которой достигается введением особых компонентов, например латунных частиц (материал ФК-16Л). Фрикционные свойства этих пластиков сохраняются до 200…300 °С.