Баббиты
Антифрикционные бронзы и чугуны
Антифрикционные сплавы. Баббиты, припои
В антифрикционных материалах основные требования предъявляются к величине коэффициента трения со сталью, показателям износа, а также к предельно допустимым удельным контактным нагрузкам и способности удержания смазки. Обеспечить указанный комплекс свойств могут сплавы, состоящие из относительно мягкой основы, в которой распределена достаточно твердая вторая фаза. Антифрикционные сплавы используют для изготовления подшипников и узлов трения. Чаще всего применяют специальные бронзы, баббиты, антифрикционные чугуны, металлокерамические сплавы.
Из сплавов на основе Сu наилучшими антифрикционными свойствами обладают свинцовистые бронзы, например БрС30. Поэтому их широко используют для изготовления подшипников. Свинец растворяется в меди лишь при температурах выше 950 °С. При охлаждении сплавов ниже 326 °С происходит затвердевание свинца, заполняющего междендритные участки в меди. В результате формируется структура, сочетающая прочные участки меди с мягким свинцом. Поскольку и прочность, и твердость этой бронзы невысоки, ее используют в качестве наплавок на стальные трубы или ленты. Такие биметаллические подшипники дешевы и легко заменяемы. Теплопроводность бронзы БрС30 в четыре раза выше теплопроводности оловянистых бронз, поэтому они хорошо отводят тепло, возникающее при трении. Но свинцовые бронзы склонны к ликвации. Их легируют никелем и оловом (БрОС8-12, БрОСН10-2-3 и др.). Легирование повышает не только механические, но и коррозионные свойства бронз. Их используют для подшипников и без стальных вкладышей.
Для изготовления подшипников широко применяют специальные антифрикционные чугуны (АСЧ-1, АСЧ-2), обладающие высокой износостойкостью, но имеющие повышенные коэффициенты трения. Поэтому их используют лишь для тихоходных узлов трения. Такие подшипники очень дешевые.
Баббитами называют антифрикционные сплавы, основу которых составляют олово или свинец. Они отличаются низкими температурами плавления (350…450 °С) и хорошей прирабатываемостью.
Лучшими антифрикционными свойствами обладают баббиты оловянные Б83 (10…12 % Sb; 2,5…6,5 % Сu; ост. Sn) и Б89 (7,25…8,25 % Sb; 2,6…3,5 % Сu; ост. Sn). Мягкой основой в этих сплавах служит a - твердый раствор сурьмы и меди в олове, а твердая фаза представлена равноосными частицами b' - фазы (SnSb) и частицами игольчатой формы Cu3Sn. Баббит Б89 имеет более высокую по сравнению с Б83 пластичность, но меньшую твердость из-за меньшей объемной доли b' - фазы. Из-за высокой стоимости олова сплавы Б83 и Б89 применяют только в ответственных целях, например в машинах большой мощности.
Большее распространение получили свинцовооловянистые баббиты: Б16 (15…17 % Sn; 15…17 % Sb; 1,5…2 % Сu - ост. Рb), БТ (9…11 % Sn; 14…16 % Sb; 0,7…1,1 % Сu; 0,05…0,2 % Те; ост. Рb), БН (9…11 % Sn; 13…15 % Sb; 1,5…2 % Сu; 1,15…1,75 % Сd; 0,75…1,25 % Ni; 0,5…0,9 % Аs) и Б6 (5…6 % Sn; 14…16 % Sb; 2,5…3 % Сu; 1,75…2,25 % Сd; 0,6…1 % Аs).
Свинцовооловянистые баббиты по сравнению с Б83 имеют более высокий коэффициент трения, менее износостойки и хрупки (из-за присутствия фазы (SnSb)). Введение меди устраняет ликвацию, а также повышает их твердость и вязкость. Кадмиевые баббиты обладают повышенной твердостью и коррозионной стойкостью. Легирование баббитов никелем, кадмием, мышьяком повышает твердость и прочность основы, поэтому позволяет снизить содержание олова. Мышьяк же добавляют для улучшения жидкотекучести и измельчения зерна. Для повышения пластичности в баббиты вводят теллур.
Баббит Б16 применяют для подшипников электродвигателей, паровых турбин, Б6 - для нефтяных двигателей, металлообрабатывающих станков, БТ и БН - для автомобильных и тракторных двигателей и других двигателей внутреннего сгорания. Для подшипников железнодорожного транспорта используют баббит БКА (0,8…1,15 % Са; 0,6…0,9 % Nа; 0,05…0,20 % Аs, ост. Рb). Упрочняющей фазой в нем служит соединение Рb3Са, обладающее высокой твердостью, а легирование натрием повышает твердость основы. Присадка мышьяка повышает механические и антифрикционные свойства. Баббит БКА подвержен естественному старению (повышению твердости в результате длительного вылеживания при комнатной температуре), иногда этот процесс ускоряют подогревом до 50…70 °С. С повышением температуры твердость баббитов быстро снижается, поэтому их рабочие температуры не должны превышать 80 °С, несмотря на то, что температуры плавления баббитов относительно высоки (342 °С для Б89, 460 °С для Б6, 410 °С для Б16, 400 °С для БН). Коэффициент трения (со смазкой) для Б89 и Б83 равен 0,005, а для Б6, Б16 и БН он составляет 0,006.
Кроме свинцовых и оловянных баббитов в технике используют также баббиты на цинковой и алюминиевой основах. Баббиты ЦАМ10-5 (10 % Аl; 5,0 % Сu: ост. Zn) и ЦАМ-10 (5 % Аl; 10 % Сu) в качестве основы имеют твердый раствор алюминия в цинке и твердую фазу СuZn3. Температура плавления 395 °С у ЦАМ10-5 и 500 °С - у ЦАМ5-10. Коэффициент трения со смазкой - 0,009.
Алюминиевый баббит АСС6-5 (5…6 % Sb; 4…5 % Рb; 0,5…0,7 % Мg; ост. Аl) упрочняется за счет соединения АlSb. Температура плавления этого баббита 750°С.
В последние годы возрастает применение спеченных порошковых антифрикционных материалов (на основе порошков железа и бронзы), краткие сведения, о которых были приведены ранее.