Основные требования, предъявляемые к организации и проведению контроля и ревизии
План.
Студент должен
Контрольные вопросы
Студент должен
Контрольные вопросы
1. Какие контролирующие органы появляются при Александре I?
2. С чем связано появление контроля в допетровской России?
3. В каких Приказах были сосредоточены уплаченные налоги?
4. Что такое Ревизион и при каком правителе он был создан?
5. Охарактеризуйте развитие контроля в послереволюционный период?
6. Какие изменения произошли в системе государственного контроля после распада СССР?
7. Какие законы регулируют организацию контроля и ревизии в России?
1.2. Экономическая сущность и необходимость финансового контроля.
знать:
- понятие и сущность финансового контроля;
- формы и методы контроля;
- объекты и субъекты контроля;
- виды контроля;
- органы, осуществляющие финансовый контроль;
уметь:
- характеризовать методы контроля.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.[2]
В настоящее время в России происходят радикальные изменения в области финансово-экономического управления. Сформированы и совершенствуются такие виды вневедомственного и ведомственного финансового контроля, как налоговый, таможенный, бюджетный и банковский контроль. В современном российском обществе финансовый контроль все в большей степени используется как средство регулирования экономических вопросов.[3]
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.[4]
Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:
а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);
в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
г) выявлении внутренних резервов производства;
д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.[5]
В общем виде система внутреннего контроля— это комплекс мер, принимаемых руководством организации для предупреждения и выявления негативных событий
В одной из редакций стандартов аудиторской деятельности давалось следующее определение: "система внутреннего контроля" означает совокупность организационных мер, методик и процедур. используемых руководством организации в качестве средств для. упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В Концепции развития внутреннего контроля в Федеральном казначействе указывается: «Под внутренним контролем понимается процесс, осуществляемый руководством и работниками Федерального казначейства, и направленный на соблюдение законодательных, нормативных правовых актов и регламентов, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций: качество составляемой отчетности».
В соответствии с Положением ЦБ РФ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.03 г. № 242-П внутренний контроль — это деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органа управления, подразделениями и служащими) и направленная на достижение:
1) эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которым понимается:
2) выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;
3) постоянное наблюдение за банковскими рисками;
4) принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков;
5) достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и предоставления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности (защищенности интересов (целей) кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений);
6) соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;
7) исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и ЦБ РФ.
Отличительным признаком внутреннего контроля от внешнего является принадлежность контролирующего субъекта подконтрольной системе. Типичным примером является ревизионный отдел организации, который является ее же структурным подразделением, а, следовательно, подчиняется руководству организации. Система внутреннего контроля практически всегда обходит вниманием оценку действий высшего руководства и собственников организации и направлена в большей степени на контроль действий сотрудников более низкого ранга. Это является одной из основных проблем внутреннего финансового контроля; не случайно одним из признаков эффективности организации системы внутреннего контроля является оценка уровня подчиненности контролирующих субъектов. Например, если главный бухгалтер (а он всегда в той или иной степени выполняет контрольные функции) подчиняется учредителю, и учредитель нанимает главного бухгалтера и определяет его заработную плату, тот будет вбольшей степени контролировать действия генерального директора, чем, если бы находился в подчинении последнего.
Система бухгалтерского учета является лишь малой частью внутреннего контроля, в которую входят и организация пропускной системы, и установление паролей входа в компьютеры, и система аттестации рабочих мест, и др.
Поэтому, наверное, некорректно говорить «в организации отсутствует система внутреннего контроля», так как это означало бы: «приходи и забирай любое имущество, деньги из кассы, компьютер, тебя никто не остановит» — в подавляющем большинстве случаев этого сделать нельзя, а значит — в каком-то виде элементы внутреннего контроля присутствуют, другое дело — насколько эта система эффективна.
Это определяет и другой постулат — ни одна система контроля не является 100%-й защитой от негативных событий. Один из основных факторов, ограничивающих эффективность любой системы внутреннего контроля — человеческий фактор: есть еще блестящие умы, способные обойти любые охранные системы.[6]
1. Что такое фактический контроль?
2. Найдите взаимосвязь внешнего и внутреннего контроля.
3. Охарактеризуйте смешанный вид контроля.
4. Чем отличается сплошной и выборочный виды контроля?
5. Чем отличается камеральная проверка от выездной?
6. Что проверяют тематические контрольные проверки?
1.3. Особенности и основы организации финансового контроля в сфере страхования.
знать:
- особенности, основы и принципы организации финансового контроля в сфере страхования;
уметь:
- характеризовать различные типы контроля.
Страховая организация наряду с другими институтами составляет ограниченный элемент финансовой системы общественного хозяйства. Принцип аккумулирования и последующего распределения значительных денежных потоков определяет состав и структуру капитала страховой организации. Финансовые ресурсы страховой организации в значительной степени представлены привлеченным капиталом, который некоторое время составляет группу временно свободных средств страховщика. Поэтому финансовый механизм страхования интересен с точки зрения использования таких привлеченных ресурсов в качестве источника инвестиций.
Экономические нормативы страховым организациям (страховщикам) определены законодательством с целью предупреждения убытков от страховой деятельности страхователям (юридическим и физическим лицам). К экономическим нормативам относятся размеры уставного фонда, страховых резервов, платежеспособность и др., которые создают страховщики для гарантии выполнения своих обязательств перед страхователями.[7]
Представляется эффективным внедрение в финансовую деятельность страховщика методов контролинга с использованием системного анализа временных рядов по техническим резервам и способов контроля их достоверности посредством разработки масштабных алгоритмов. Выделив стабильные отклонения в величине технических резервов, возможно прогнозировать будущие поступления, в том числе и с целью определения инвестиционных ресурсов для построения схем их последующего размещения. Первый этап - анализ норматив, факт, отклонения. Второй этап - прогноз будущей деятельности, скорректированный на величину отклонений. Прогноз может строиться с использованием таких методов, как выявление среднеквадратичного отклонения за ряд лет и корректировка на эту величину факта последнего года. Третий этап - построение инвестиционных схем. Под имеющиеся данные разрабатывается соответствующий инвестиционный портфель, сбалансированный по соотношению риска и доходности. Четвертый этап - расширение сферы сбыта страховых продуктов. Все виды услуг предоставляемые страховщиком, группируются по уровню рентабельности. Данный показатель целесообразно сделать базой регулирования пакета услуг и маркетинговой деятельности. Иногда для выяснения причин уменьшения объема страховых премий необходимо проанализировать структуру тарифов и предлагаемый пакет услуг, т.е. страховой портфель.
Таким образом, управление финансами в страховой организации сводится к управлению финансовыми отношениями, складывающимися в процессе ее взаимодействия с внешней и внутренней средой. Внешняя среда охватывает связи компании с акционерами, клиентами, финансовыми рынками в целом. Внутренняя среда подразумевает взаимодействие структурных подразделений, в круг обязанностей которых входит решение конкретных финансовых вопросов: бухгалтерия, инвестиционный и страховой отделы и т.д. Разновидности систем бюджетного управления основанных на управленческом учете или контролинге имеют как общие черты так и отличия. К сходству можно отнести алгоритмы анализа бюджетных отклонений в сопоставлении фактических результатов, гибкого и статичного бюджета, и адекватной реакции на значительные отклонения и незначительные. Другими словами, если текущие расходы соответствуют бюджету, то бюджетная политика проводиться правильно и руководству можно заниматься наиболее важными задачами - долгосрочным планированием и повышением квалификации руководителей. К отличиям можно отнести разные методологии анализа, выбора показателей, оценочных коэффициентов и подходы, психологию взаимодействия, организационные формы процессные модели и географические районы применения в зависимости от сложившейся корпоративной культуры. Бюджетное управление и финансовый контроль при адекватном понимании, восприятии, применении его страховщиком способны интегрироваться в корпоративную систему управления, обеспечивать оперативный и ситуативный аудит ключевых компетенций, факторов успеха служить целям достижения финансовой надежности и долгосрочного конкурентного преимущества и стратегической гибкости.[8]
Контрольные вопросы.
1. Приведите примеры фактической проверки?
2. Раскройте понятие «контрольная среда»?
3. Какие виды финансового контроля различают в зависимости от сферы осуществления контроля?
4. Какие виды контроля различают в зависимости от момента совершения контролируемых операций?
5. Деятельность каких контролирующих субъектов является смешанным видом контроля?
6. Какие нарушения могут быть выявлены в ходе финансового контроля?
Лекция 2.Порядок проведения контроля и ревизии деятельности страховых организаций