Основные требования, предъявляемые к организации и проведению контроля и ревизии

План.

Студент должен

Контрольные вопросы

Студент должен

Контрольные вопросы

1. Какие контролирующие органы появляются при Александре I?

2. С чем связано появление контроля в допетровской России?

3. В каких Приказах были сосредоточены уплаченные налоги?

4. Что такое Ревизион и при каком правителе он был создан?

5. Охарактеризуйте развитие контроля в послереволюционный период?

6. Какие изменения произошли в системе государственного контроля после распада СССР?

7. Какие законы регулируют организацию контроля и ревизии в России?


1.2. Экономическая сущность и необходимость финансового контроля.

 

знать:

- понятие и сущность финансового контроля;

- формы и методы контроля;

- объекты и субъекты контроля;

- виды контроля;

- органы, осуществляющие финансовый контроль;

уметь:

- характеризовать методы контроля.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.[2]

В настоящее время в России происходят радикальные изменения в области финансово-экономического управления. Сформированы и совершенствуются такие виды вневедомственного и ведомственного финансового контроля, как налоговый, таможенный, бюджетный и банковский контроль. В современном российском обществе финансовый контроль все в большей степени используется как средство регулирования экономических вопросов.[3]

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.[4]

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.[5]

В общем виде система внутреннего контроля— это комплекс мер, принимаемых руководством организации для предупреждения и выявления негативных событий

В одной из редакций стандартов аудиторской деятельности да­валось следующее определение: "система внутреннего контроля" означает совокупность организационных мер, методик и процедур. используемых руководством организации в качестве средств для. упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйствен­ной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В Концепции развития внутреннего контроля в Федеральном казначействе указывается: «Под внутренним контролем понимается процесс, осуществляемый руководством и работниками Фе­дерального казначейства, и направленный на соблюдение законо­дательных, нормативных правовых актов и регламентов, повыше­ние эффективности и результативности осуществляемых операций: качество составляемой отчетности».

В соответствии с Положением ЦБ РФ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских груп­пах» от 16.12.03 г. № 242-П внутренний контроль — это деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органа управления, подразделениями и служащими) и направленная на достижение:

1) эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которым понимается:

2) выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступле­ния связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных собы­тий;

3) постоянное наблюдение за банковскими рисками;

4) принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансо­вой устойчивости кредитной организации и интересам ее кре­диторов и вкладчиков уровне банковских рисков;

5) достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и предоставления финансовой, бухгалтерской, ста­тистической и иной отчетности (для внешних и внутренних поль­зователей), а также информационной безопасности (защищеннос­ти интересов (целей) кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, инфор­мационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отноше­ний);

6) соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;

7) исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и ЦБ РФ.

Отличительным признаком внутреннего контроля от внешнего является принадлежность контролирующего субъекта подконт­рольной системе. Типичным примером является ревизионный отдел организации, который является ее же структурным подразделением, а, следовательно, подчиняется руководству организации. Система внутреннего контроля практически всегда обходит вни­манием оценку действий высшего руководства и собственников организации и направлена в большей степени на контроль действий сотрудников более низкого ранга. Это является одной из основных проблем внутреннего финансового контроля; не случай­но одним из признаков эффективности организации системы внут­реннего контроля является оценка уровня подчиненности контролирующих субъектов. Например, если главный бухгалтер (а он всегда в той или иной степени выполняет контрольные функции) подчиняется учредителю, и учредитель нанимает главного бухгал­тера и определяет его заработную плату, тот будет вбольшей сте­пени контролировать действия генерального директора, чем, если бы находился в подчинении последнего.

Система бухгалтерского учета является лишь малой частью внутреннего контроля, в которую входят и организация пропуск­ной системы, и установление паролей входа в компьютеры, и сис­тема аттестации рабочих мест, и др.

Поэтому, наверное, некорректно говорить «в организации от­сутствует система внутреннего контроля», так как это означало бы: «приходи и забирай любое имущество, деньги из кассы, компью­тер, тебя никто не остановит» — в подавляющем большинстве слу­чаев этого сделать нельзя, а значит — в каком-то виде элементы внутреннего контроля присутствуют, другое дело — насколько эта система эффективна.

Это определяет и другой постулат — ни одна система контроля не является 100%-й защитой от негативных событий. Один из ос­новных факторов, ограничивающих эффективность любой систе­мы внутреннего контроля — человеческий фактор: есть еще блес­тящие умы, способные обойти любые охранные системы.[6]

1. Что такое фактический контроль?

2. Найдите взаимосвязь внешнего и внутреннего контроля.

3. Охарактеризуйте смешанный вид контроля.

4. Чем отличается сплошной и выборочный виды контроля?

5. Чем отличается камеральная проверка от выездной?

6. Что проверяют тематические контрольные проверки?


1.3. Особенности и основы организации финансового контроля в сфере страхования.

 

 

знать:

- особенности, основы и принципы организации финансового контроля в сфере страхования;

уметь:

- характеризовать различные типы контроля.

 

Страховая организация наряду с другими институтами составляет ограниченный элемент финансовой системы общественного хозяйства. Принцип аккумулирования и последующего распределения значительных денежных потоков определяет состав и структуру капитала страховой организации. Финансовые ресурсы страховой организации в значительной степени представлены привлеченным капиталом, который некоторое время составляет группу временно свободных средств страховщика. Поэтому финансовый механизм страхования интересен с точки зрения использования таких привлеченных ресурсов в качестве источника инвестиций.

Экономические нормативы страховым организациям (страховщикам) определены законодательством с целью предупреждения убытков от страховой деятельности страхователям (юридическим и физическим лицам). К экономическим нормативам относятся размеры уставного фонда, страховых резервов, платежеспособность и др., которые создают страховщики для гарантии выполнения своих обязательств перед страхователями.[7]

Представляется эффективным внедрение в финансовую деятельность страховщика методов контролинга с использованием системного анализа временных рядов по техническим резервам и способов контроля их достоверности посредством разработки масштабных алгоритмов. Выделив стабильные отклонения в величине технических резервов, возможно прогнозировать будущие поступления, в том числе и с целью определения инвестиционных ресурсов для построения схем их последующего размещения. Первый этап - анализ норматив, факт, отклонения. Второй этап - прогноз будущей деятельности, скорректированный на величину отклонений. Прогноз может строиться с использованием таких методов, как выявление среднеквадратичного отклонения за ряд лет и корректировка на эту величину факта последнего года. Третий этап - построение инвестиционных схем. Под имеющиеся данные разрабатывается соответствующий инвестиционный портфель, сбалансированный по соотношению риска и доходности. Четвертый этап - расширение сферы сбыта страховых продуктов. Все виды услуг предоставляемые страховщиком, группируются по уровню рентабельности. Данный показатель целесообразно сделать базой регулирования пакета услуг и маркетинговой деятельности. Иногда для выяснения причин уменьшения объема страховых премий необходимо проанализировать структуру тарифов и предлагаемый пакет услуг, т.е. страховой портфель.

Таким образом, управление финансами в страховой организации сводится к управлению финансовыми отношениями, складывающимися в процессе ее взаимодействия с внешней и внутренней средой. Внешняя среда охватывает связи компании с акционерами, клиентами, финансовыми рынками в целом. Внутренняя среда подразумевает взаимодействие структурных подразделений, в круг обязанностей которых входит решение конкретных финансовых вопросов: бухгалтерия, инвестиционный и страховой отделы и т.д. Разновидности систем бюджетного управления основанных на управленческом учете или контролинге имеют как общие черты так и отличия. К сходству можно отнести алгоритмы анализа бюджетных отклонений в сопоставлении фактических результатов, гибкого и статичного бюджета, и адекватной реакции на значительные отклонения и незначительные. Другими словами, если текущие расходы соответствуют бюджету, то бюджетная политика проводиться правильно и руководству можно заниматься наиболее важными задачами - долгосрочным планированием и повышением квалификации руководителей. К отличиям можно отнести разные методологии анализа, выбора показателей, оценочных коэффициентов и подходы, психологию взаимодействия, организационные формы процессные модели и географические районы применения в зависимости от сложившейся корпоративной культуры. Бюджетное управление и финансовый контроль при адекватном понимании, восприятии, применении его страховщиком способны интегрироваться в корпоративную систему управления, обеспечивать оперативный и ситуативный аудит ключевых компетенций, факторов успеха служить целям достижения финансовой надежности и долгосрочного конкурентного преимущества и стратегической гибкости.[8]

 

Контрольные вопросы.

 

1. Приведите примеры фактической проверки?

2. Раскройте понятие «контрольная среда»?

3. Какие виды финансового контроля различают в зависимости от сферы осуществления контроля?

4. Какие виды контроля различают в зависимости от момента совершения контролируемых операций?

5. Деятельность каких контролирующих субъектов является смешанным видом контроля?

6. Какие нарушения могут быть выявлены в ходе финансового контроля?

 


Лекция 2.Порядок проведения контроля и ревизии деятельности страховых организаций