Тема 1.3 Организация оплаты труда руководителей, специалистов и служащих

Вопросы:

1 Единый квалификационный справочник должностей служащих;

2 Определение должностных окладов служащих (технических исполнителей)

3 Надбавки к должностным окладам, руководителям, специалистам и техническим исполнителям.

4 Премирование руководителей, специалистов и служащих.

1 Единый квалификационный справочник должностей служащих.Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД) содержит должностные квалификационные характеристики, в которых приведен перечень основных, наиболее часто выполняемых на предприятиях работ, исходя из особенностей отраслей народного хозяйства.

ЕКСД устанавливает объем должностных обязанностей квалификационных требований, предъявляемых к руководителям, специалистам и служащим в связи с занятием соответствующей должности. Конкретный перечень должностных обязанностей работников устанавливается должностными инструкциями, которые разрабатываются в организациях и утверждаются нанимателями.

Должностные инструкции позволяют на основе определения конкретного круга обязанностей каждого исполнителя четко распределить между ними выполнение функций управления, обеспечить взаимосвязь в работе служащих, занимающих различные должности, а также последовательность, обязательность и своевременность осуществления закрепленных за ним работ. Должностные инструкции позволяют систематизировать и обобщать накопленный опыт организации труда служащих, применение наиболее целесообразных и производительных приемов и методов работы.

Должностная инструкция является организационно-распорядительным документом, определяющим совокупность трудовых функций (должностных обязанностей) каждого работника, права и ответственность за выполненную работу, а также нормативной основой для правильного применения мер дисциплинарного и материального воздействия.

Присвоение категорий специалистам. Присвоение квалификационных категорий специалистам осуществляется для более полного учета в должностных окладах различий в уровнях квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ, повышения заинтересованности специалистов в росте профессионального мастерства, улучшении качества труда.

Квалификационная категория отражает степень фактической квалификации специалиста, его деловые качества, умение самостоятельно, творчески выполнять порученную работу.

Присвоение категории не требует изменения характера труда, тем самым создаются лучшие возможности для роста профессионального мастерства в пределах своей квалификации. Например, для техников всех специальностей введены следующие квалификационные группы: техник без категории, техник II категории, техник I категории; для специалистов (кроме конструкторов и технологов): специалист без категории, специалист II категории, специалист I категории, ведущий специалист; для конструкторов и технологов выделено пять квалификационных групп: без категории, III, II, I категорий, ведущий специалист. При этом должность ведущего специалиста может быть введена в любой организации.

Для специалистов, которым не устанавливаются квалификационные категории, присвоение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старший» может устанавливаться в виде исключения при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы (при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения).

Для тех специалистов, по которым устанавливаются квалификационные категории, должностное наименование «старший» не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста.

Для учителей, врачей и ряда других специалистов, например системы образования, здравоохранения, культуры, искусства, предусмотрены следующие группы: специалист без категории, специалист II категории, специалист I категории, специалист высшей квалификационной категории.

Для органов государственного управления (центральные аппараты министерств, других органов управления) предусмотрены: специалисты без категории, II категории, I категории, ведущие специалисты, главные специалисты.

Квалификационную категорию специалистам и оклад по занимаемой должности устанавливает наниматель на основании рекомендаций аттестационной комиссии и всесторонней оценки деловых качеств специалиста. Присвоение очередной квалификационной категории производится при условии профессионального роста и способности выполнять работу более высокой степени сложности.

В случае ухудшения показателей в работе, нарушения специалистом трудовой и производственной дисциплины присвоенная квалификационная категория может быть понижена с соответствующим уменьшением оплаты труда. Решение об этом принимается нанимателем с учетом мнения аттестационной комиссии.

Аттестация руководителей и специалистов. Аттестация руководителей и специалистов осуществляется в соответствии с Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31 октября 1996 г. № 84 (Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. № 1).

Основными задачами аттестации являются:

-объективная оценка результатов деятельности работни
ков и установление соответствия их занимаемым должностям;

- выявление кандидатур в резерв на выдвижение;

-определение необходимости повышения квалификации,
профессиональной подготовки или переподготовки работников.

Аттестация руководителей, назначение или утверждение которых производится вышестоящими органами, осуществляется аттестационными комиссиями этих органов.

Подготовка к аттестации предусматривает:

-подготовку приказа о проведении аттестации;

-составление списков работников, подлежащих аттестации, и работников, временно освобожденных от нее.

Приказ об аттестации предусматривает сроки и график проведения аттестации, список аттестуемых, перечень необходимых материалов на аттестуемых и порядок их представления.

Сведения о проведении аттестации доводятся до работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

На каждого работника, подлежащего аттестации, составляется служебная аттестационная характеристика. Подписывается она непосредственным руководителем аттестуемого работника и вместе с должностной инструкцией представляется в комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации.

Аттестация, как правило, проводится с участием аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание комиссии без уважительных причин аттестация проводится в его отсутствие. Работники, не прибывшие на заседание комиссии по уважительным причинам, аттестуются в другие, предусмотренные графиком дни.

Материалы аттестации в недельный срок после ее завершения передаются нанимателю, а аттестационный лист и характеристика — в кадровую службу для хранения в личном деле аттестуемого.

Решения аттестационной комиссии имеют рекомендательный характер.

Результаты аттестации в месячный срок после ее окончания оформляются приказом, в котором указываются работники, повышающиеся в должности, а также работники, которым аттестационная комиссия вынесла оценку: «не соответствует занимаемой должности», «соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендации комиссий, с повторной аттестацией через год».

На основании оценки комиссии о несоответствии занимаемой должности наниматель вправе: оставить работника в прежней должности или перевести (с его согласия) на другую работу, а при невозможности перевода допускается увольнение по п. 3 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.

 

2 Определение должностных окладов служащих (технических исполнителей).Распределение должностей других служащих (технических исполнителей) и руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания по разрядам ETC устанавливает тарифные разряды по конкретным наименованиям должностей других служащих (технических исполнителей) и руководителей подразделений, занятых административно-хозяйственным обслуживанием, согласно приложению 4. Тарифный разряд служащих (технических исполнителей) определяется в соответствии с характеристикой, приведённой в Приложении 4 Инструкции о порядке применения ETC работников Республики Беларусь.

Распределение должностей других служащих (технических исполнителей) и руководителей структурных подразделений административно-хозяйственного обслуживания по разрядам

Разряд служащих (технических исполнителей) определяется в Приложении 4 ЕТКС. Например, машинистке 1-й категории соответствует 7-й разряд. Аналогично определяется разряд секретаря и табельщика.

На основании тарифного разряда выбирается соответствующий тарифный коэффициент:

- секретарь 6-го разряда - 1,90;

- машинистка I категории 7-й разряд - 2,03;

- табельщик 6-го разряда - 1,73.

Инструкция о порядке применения ETC работников Республики Беларусь предусматривает распределение организаций по группам ставок руководителей и специалистов в зависимости от видов экономической деятельности (Приложение 5 Инструкции о порядке применения ETC), в котором приводится характеристика организаций с разделением их на три группы. Разделение на группы проводится в связи с различными условиями труда, выпуском продукции или выполняемыми работами, сложностью процессов производства и другими факторами, что позволяет установить различные тарифные ставки специалистам одной и той же категории или руководителям одного и того же уровня управления.

Например, должности начальника отдела предприятия I группы соответствует 16-й разряд, II группы — 17-й разряд, III группы 18-й разряд.

Аналогично определяется тарифный разряд и тарифный коэффициент экономиста II категории, бухгалтера I категории по группам предприятий, таблица 1.6.

Таблица 1.6 – Установление тарифных разрядов и коэффициентов специалистов

  Наименование должности Группа предприятий
п/п     I II III
        Тарифн. разряд Тарифн. коэфф-нт Тарифн. разряд Тарифн. коэфф-нт Тарифн. разряд Тарифн. коэфф-нт
1. Начальник отдела 3,72 3,98 4,26
2. Экономист II категории 2,65 2,84 3,04
3. Бухгалтер I категории 2,84 3,04 3,25

Штатное расписание. В соответствии со ст. 194 Трудового кодекса Республики Беларусь штатное расписание является одним из локальных нормативных актов, определяющих трудовой распорядок для работников организации.

Поскольку в соответствии со ст. 1 и 19 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор заключается по должностям, специальностям, профессиям и квалификации согласно штатному расписанию для соблюдения законодательства в организациях любых организационно-правовых форм должно быть утверждено штатное расписание.

Штатное расписание — организационно-распорядительный документ, который содержит сгруппированный с учетом структуры управления организации перечень наименований должностей служащих и профессий, рабочих с указанием их количества по каждому наименованию, квалификации и размеров должностных окладов (ставок).

Учитывая важную роль штатного расписания в деятельности организации, подход к его созданию должен быть профессиональным и основываться на применении нормативных актов по вопросам структуры, наименования профессий (должностей), определения численности работников, установления размеров должностных окладов (ставок), доплат и надбавок.

Штатное расписание организации утверждается должностными лицами, которым это право предоставлено уставом (положением), учредительным договором.

В соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь «О предприятиях» предприятие самостоятельно утверждает структуру и штаты. Организационная структура разрабатывается с точки зрения экономической целесообразности и, как правило, включает производственную (исполнительную) структуру и структуру аппарата управления. При этом учитываются особенности организации производственных процессов, необходимость специализации и кооперирования, разделение сфер их деятельности, прав и ответственности, подчиненность и взаимодействие. Выбор типа организационной структуры предприятия зависит от формы организации труда, централизации и децентрализации функций управления. Определенное влияние на этот выбор оказывают использование технических средств управления, компетентность руководителей, стиль их работы.

Организационная структура и штаты утверждаются приказом нанимателя.

С целью экономического обоснования штатного расписания необходимо в соответствии с нормами труда планируемого объема работ произвести расчет количества рабочих мест и численности работников.

В соответствии со ст. 87 Трудового кодекса Республики Беларусь установление, замена и пересмотр норм труда производится нанимателем.

Нормативная база организации должна строиться на основе оптимального сочетания межотраслевых, отраслевых и местных норм труда, соответствующих организационно-техническим условиям на рабочих местах.

Определение наименования профессий рабочих и должностей служащих, их квалификации производится с учетом распределения работ по рабочим местам и расстановки работников, а также тарификации работ.

Наименования должностей служащих и профессий рабочих, установление им квалификационных разрядов, категорий должны соответствовать Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД).

При разработке штатного расписания следует осуществить:

1. Распределение обязанностей между руководителем организации и его заместителями (утверждается приказом), разработка и утверждение положений о структурных подразделениях организации.

2. Разработку и утверждение положения (условий) оплаты труда работников организации.

3. Расчет месячных должностных окладов (ставок) на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и с учетом тарифной ставки первого разряда, установленной в организации.

4. Расчет фонда заработной платы с учетом планируемого объема работ (услуг) и численности работников.

Наименование структурных подразделений в штатном расписании указывается согласно утвержденной нанимателем организационной структуре.

Если организация имеет сложную структуру управления и значительную численность персонала, как правило, штатное расписание составляется отдельно для аппарата управления и производственного персонала.

Разделы и подразделы в штатном расписании предусматриваются в зависимости от необходимости.

Например, штатное расписание может включать разделы:

I. Руководители, специалисты, служащие.

II.Рабочие.

При этом группировка должностей (профессий) производится по структурным подразделениям.

По каждому разделу, подразделу, структурному подразделению, в целом по штатному расписанию указываются итоги по количеству штатных единиц и месячному фонду заработной платы.

Как правило, штатное расписание составляется на календарный год. Если отдельные штатные единицы устанавливаются не на полный год, то в графе «Примечание» указывается, на какой период года утверждена данная штатная единица (например, с 01.04.2002 по 15.10.2002)