Структура личности по Л.М.Фридману - Ковалеву А.Г.

Структура личности по К.Платонову.

Структура личности по Г. Айзенку.

Лекция 5. Психология личности

РАЗДЕЛ 3. Психология личности и деятельности

Человек — это прежде всего биологическое существо, при­надлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens.

Индивид— существо, принадлежащее к человеческому роду. Это понятие часто используется как синоним понятия «человек».

Индивидуальность– это личность в ее своеобразии. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личнос­ти. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окру­жающих.

Личность— социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. В данной формулировке подчеркивается, что личностью человек может стать только в социальной среде.

1. Соматическая сфера

2. Интеллектуально-познавательная сфера

3. Эмоциональная сфера

4. Волевая сфера

Данная структура носит уровневый характер, т.е. есть низшая подструктура (биологически обусловленные свойства). Остальные 3 компонента – располагаются выше.

1. Биологически обусловленная подструктура личности: темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция тела). Это низший уровень личности, в который входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2. Индивидуальные особенности психических процессов: В него входят индивидуальные особенности памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки , развития, совершенствования этих качеств.

3. Социальный опыт: приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения, имеет социальный характер.

4. Направленность личности – высший уровень личности: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение, особенноси характера, самооценка. Это социально обусловленная часть личности, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию той общности, в которую включен человек.

1. Отношение личности к окружающему миру: потребности, мотивы, направленность личности.

2. Возможности личности: знания, умения, навыки, способности.

3. Поведение: темперамент, характер, стиль поведения.

4. Самосознание: осознание собственного Я, самооценка.

5. Психические процессы и состояния.

 

Потребностно-мотивационная сфера личности

 

Потребность – переживание организмом нужды в форме внутренних органических и эмоциональных состояний, выражающее зависимость организма (субъекта, личности) от внешних условий существования и побуждающее к двигательной и психической активности.