Структура личности по Л.М.Фридману - Ковалеву А.Г.
Структура личности по К.Платонову.
Структура личности по Г. Айзенку.
Лекция 5. Психология личности
РАЗДЕЛ 3. Психология личности и деятельности
Человек — это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens.
Индивид— существо, принадлежащее к человеческому роду. Это понятие часто используется как синоним понятия «человек».
Индивидуальность– это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.
Личность— социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. В данной формулировке подчеркивается, что личностью человек может стать только в социальной среде.
1. Соматическая сфера
2. Интеллектуально-познавательная сфера
3. Эмоциональная сфера
4. Волевая сфера
Данная структура носит уровневый характер, т.е. есть низшая подструктура (биологически обусловленные свойства). Остальные 3 компонента – располагаются выше.
1. Биологически обусловленная подструктура личности: темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция тела). Это низший уровень личности, в который входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
2. Индивидуальные особенности психических процессов: В него входят индивидуальные особенности памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки , развития, совершенствования этих качеств.
3. Социальный опыт: приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения, имеет социальный характер.
4. Направленность личности – высший уровень личности: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение, особенноси характера, самооценка. Это социально обусловленная часть личности, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию той общности, в которую включен человек.
1. Отношение личности к окружающему миру: потребности, мотивы, направленность личности.
2. Возможности личности: знания, умения, навыки, способности.
3. Поведение: темперамент, характер, стиль поведения.
4. Самосознание: осознание собственного Я, самооценка.
5. Психические процессы и состояния.
Потребностно-мотивационная сфера личности
Потребность – переживание организмом нужды в форме внутренних органических и эмоциональных состояний, выражающее зависимость организма (субъекта, личности) от внешних условий существования и побуждающее к двигательной и психической активности.