Интуитивное мышление. Явление «озарения» (инсайт) и творчество.
Фазы творческого процесса:
· Подготовительная фаза (Фаза произвольного, логического поиска): овладение материалом и концентрация познавательной активности на задаче, период сознательного обдумывания.
· Инкубационная фаза (Фаза интуитивного решения): неосознанная работа мышления (независимая от текущих видов деятельности субъекта).
· Творческая интуиция (Фаза вербализации интуитивного решения): неожиданное нахождение принципа решения в еще недостаточно ясной форме.
· Оформление способа решения задачи (Фаза формализации вербализованного решения): сознательная работа над оформлением приемов решения.
Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:
— когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);
— эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);
— мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);
— коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).
Свойства и качества мышления:
· Самостоятельность.
· Глубина.
· Широта.
· Гибкость.
· Критичность.
· Быстрота.
Интеллект это одна из составляющих биологического функционирования организма, позволяющая адаптироваться к условиям окружающего мира; это уровень функциональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчивое структурное равновесие и приспособление поведения к изменяющейся окружающей среде:
В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем, могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития.
Период сенсомоторного интеллекта: на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы. Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля».
А) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле (до 7-9 месяцев)
Б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве (8-24 месяца).
Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.
А) Стадия дооперационального интеллекта (2 - 8 лет).
Б) Стадия конкретных операций (8-12 лет).
Период пропозициональных или формальных операций ( после 12 лет).
Состав базовых операций, обеспечивающих процессы мышления:
· Анализ.
· Синтез.
· Сравнение.
· Абстрагирование.
· Обобщение.
· Классификация.
· Конкретизация.
Логические формы мышления – продукты и средства мышления:
· Понятие.
· Суждение.
· Умозаключение.
Трансдуктивные (абдуктивные) умозаключения: на основе частных суждений (посылок) делается частный вывод (логически ошибочные формы мышления).
Дедуктивные умозаключения: из общих суждений (посылок) делается частный вывод.
Индуктивное умозаключение: из частных суждений (посылок) делается общий вывод.
Умозаключения по аналогии: на основании сходства известных признаков у разных предметов и явлений делается вывод о сходстве у таких явлений неизвестных признаков.
Структура мышления
· Мыслительные операции – не осознаются; служат автоматизированными способами установления межпредметных связей, отношений и лежат в основе выполнения разнообразных мыслительных действий.
· Мыслительные действия – обеспечивают процессы осознанного и целенаправленного установления межпредметных связей и отношений.
· Мыслительная деятельность – подчинена познавательному мотиву, который направляет активность субъекта на решение определенного диапазона проблем и задач.
Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей – операциями; д) результатами.
Человеческая речь — совершенно особый и необыкновенно богатый канал выразительности, канал передачи, хранения и преобразования информации; средство воздействия, побуждения; средство организации и согласованности деятельности.
Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт.
Специалисты, работающие в рассматриваемой области, по-разному отвечают на эти вопросы. Одни из них вовсе не делают различия между речью и языком. Другие противопоставляют их, утверждая, что в паре понятий «речь—язык» к компетенции психологии относится только речь как феномен индивидуальной природы, язык же — явление не психологическое, а социальное, и потому изучается лингвистикой.