Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены (рис. 5). Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Равновесная цена (РЕ) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Рис. 5.Рыночное равновесие
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
PЕ = PD = PS – равновесная цена;
QЕ = QD = QS – равновесный объем производства.
Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.
Главным в подходе Л. Вальраса (рис. 6) является разница в объемах спроса и предложения. Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до РЕ и избыток исчезает. Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.
По версии Л. Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы.
Рис. 6.Равновесие по Л.Вальрасу
Главным в подходе А. Маршалла (рис. 7) является разность цен.
Рис. 7.Равновесие по А.Маршаллу
Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.
Согласно версии А. Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.