Предложение и его факторы. Функция предложения
Предложение (S) – это количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Условия, при которых формируется объем предложения, называется факторами предложения. Различают ценовые и неценовые факторы предложения.
Функция предложения отражает зависимость величины S от цены: QS = f (P), где QS – объем предложения.
Кривая предложения (рис. 4) – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке. Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких ценах.
Рис. 4.Кривая предложения
Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены. Например, перемещение из точки А в точку В по функции предложения приводит к увеличению величины предложения.
Реакция предложения на цену объясняется тем, что:
· фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;
· в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении (функции предложения) и выражается в смещении кривой предложения вправо (если он растет) и влево (если он падает). К неценовым факторам предложения относятся:
· цены на ресурсы;
· технологический уровень производства;
· налоги;
· субсидии;
· ожидания производителей;
· прочие факторы.