Возникновение художественного дизайна.

Тема № 1.

Дизайн: возникновение, основные понятия и виды.

 

На протяжении всей своей истории человек создавал, воспроизводил и совершенствовал свое предметное окружение и рукотворную среду жизнедеятельности. В начале цивилизации предметное его окружения в виде орудий труда, элементов быта и жилища подчинялось принципу утилитаризма. Суть этого принципа состоит в их оценке только с точки зрения полезности и возможности служить средством для достижения какой либо практической цели. Например, одежда служила защитой от холода, жилище – защитой от воздействия неблагоприятной погоды или врагов, сосуды – для хранения воды или зерна и т.д.

В силу своего низкого культурного и образовательного уровня, а также слабого развития орудий труда человек на ранних стадиях своего развития не имел осознанного понятия красоты окружающего мира и возможности изготовления бытовых предметов различной формы, окраски или с использованием керамических или металлических материалов, исключение составляли мелкие украшения в виде бус, колец или браслетов из известных камней или раковин. С возникновением цивилизации до конца 18 века спрос на различные предметы удовлетворялся отдельными лицами или их мелкими группами, занимавшихся ручным производством, которое называлось ремеслом, а люди ремесленниками. Лучшие из них организовывали мелкие специализированные производства по выпуску какого-либо предмета и назывались по созвучию с ним: мастер по изготовлению сапог- сапожник; по изготовлению ткани – ткач; оружие – оружейник и т.д.

Ремесленники изготавливали предметы с использованием известных им материалов и секретов производства передавались из поколения в поколение. Однако по мере роста квалификации ремесленника и особенно, если он являлся не только хорошим исполнителем, но и творцом, а также из-за возникновения конкуренции между ними при продаже аналогичных по назначению предметов, предметы постепенно стали отличаться друг от друга по форме, цвету и виду материала. Одновременно эволюционировала культура и изменялись духовные ценности людей, являющихся потребителями предметов. Появились мастера способные изготавливать не только хорошие по качеству полезные предметы, но и обладающие отличным от других и особо привлекательным внешним видом.

Смысловые корни термина «дизайн» восходит от латинского слова «designare», имеющее смысловое значение – определять или обозначать.

Развитие дизайна началось с Италии в период 15 века, а в начале 16 века он распространился во Франции, а в конце 16 начале 17 века проник в Англию [1]. Значение англоязычного понятия «design», охватывает несколько смысловых рядов:

- первый рядь – определение декоративного порядка (узор, орнамент, декор, украшение, убранство);

- второй ряд – определение проектно-графическое (набросок, эскиз, рисунок, проект, чертеж, конструкция);

- третий ряд – определение предпроектных работ (план, предложение, замысел, намерение);

- четвертый ряд – затея, ухищрение, интрига [2].

Таким образом, источником возникновения дизайна следует считать художественное творчество человека, а развитие дизайна обусловлено спросом на результаты художественно-технического процесса, например в виде различных товаров народного потребления, технических или строительных объектов, интерьеров помещений или искусственно созданной природно-пространственной среды.

В странах Западной Европы начало развития дизайна как творческого процесса и его результатов в виде предметов быта, скульптур и строений совпал с эпохой Возрождения или Ренессанса. Этот период, начавшийся в Италии в 14 веке, характеризовался переходом к гумманистическому мировозрению и обращению к наследию античности.

Гумманизм – это признание человека или личности, его право на свободное развитие в проявлении своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Наследие античности – это памятники в виде предметов быта, скульптур и зданий древней Греции и Рима. Например, на рис.1.1 представлены образцы бытовой керамики Древней Греции [1].

 

 

 

Рис.1.1 Бытовая керамика Древней Греции: кратер (а); амфора (б); гидрия (в); лекиф (г); масляный светильник (е); тарелка для рыбы (ж).

 

Первыми проявлениями дизайна стали украшения бытовых предметов орнаментом, узорами или декором. Для скульптурных и архиректурных объектов дизайн начал применяться в виде графических изображений – эскизов и рисунков. Чтобы понять почему именно эпоха Возрождения стала стимулом к возникновению дизайна как процесса художественной и художественно-прикладной деятельности, рассмотрим особенности художественной культуры и прикладного искусства ХV – ХVI вв. на примере Италии.