Системы координат

Система координат (СК) – совокупность базисных (линейно независимых) векторов и единиц измерения расстояния вдоль этих векторов (e1, e2, …, en).

Если базисные вектора нормированы (единичной длины) и взаимно ортогональны, то такая СК называется декартовой (ДСК).

Мировая система координат (МСК)xyz – содержит точку отсчета (начало координат) и линейно независимый базис, благодаря которым становится возможным цифровое описание геометрических свойств любого графического объекта в абсолютных единицах.

Экранная система координат (ЭСК)xэyэzэ. В ней задается положение проекций геометрических объектов на экране дисплея. Проекция точки в ЭСК имеет координату zэ = 0. Тем не менее, не следует отбрасывать эту координату, поскольку МСК
и ЭСК часто выбираются совпадающими, а, вектор проекции
[xэ, yэ, 0] может участвовать в преобразованиях, где нужны не две, а три координаты.

Система координат сцены (СКС)xсyсzс – описывает положение всех объектов сцены - некоторой части мирового пространства с собственным началом отсчета и базисом, которые используются для описания положения объектов независимо от МСК.

Объектная система координат (ОСК)xоyоzо – связана с конкретным объектом и совершает с ним все движения в СКС или МСК.

 
 

Правая ДСК – оси ориентированы так, что вращение ортов происходит в положительном направлении (против часовой стрелки с точки зрения наблюдателя, находящегося на конце третьего свободного орта):

Левая ДСК – оси ориентированы так, что вращение ортов происходит в отрицательном направлении.

В двумерном пространстве (R2) наиболее распространены декартова СК (x, y) и полярная СК (r, φ) (r – радиус-вектор точки, φ – угол поворота).

Соотношение между ДСК и ПСК:

 

 
 

В трехмерном пространстве (R3):

ортогональная декартова СК (x, y, z);

цилиндрическая СК (ρ, y, φ);

сферическая СК (r, φ, ω).

 

Соотношение между декартовой СК и цилиндрической СК:

 

 
 

Соотношение между декартовой СК и сферической СК:

 
 

Соотношение между цилиндрической СК и сферической СК: