Виды социальных групп

признак Вид группы примеры
     
По количеству участников малые Семья, группа друзей
средние Трудовой коллектив, выпускники вуза
большие Народы, приверженцы мировых религий
По характеру отношений Формальные Политическая партия, предприятие, спортивная организация
неформальные Посетители кафе
По месту жительства поселенческие Горожане и сельские жители, жители столицы и провинциалы
По полу и возрасту демографические Мужчины, женщины, дети
По этнической принадлежности Этнические (национальные) Русские, украинцы, буряты, калмыки и т.п.
По уровню дохода Социально-экономические Богатые, средний класс, бедные
По роду занятий профессиональные Учителя, адвокаты, токари
       

Можно выделить множество и других групп, например, группы нумизматов, рыболовов, любителей спорта и т.п. Существуют и социально опасные группы: банды подростков, наркоманы, бомжи.

В отношении социальных групп самая большая проблема российского общества сегодня - пропасть между небольшой группой очень богатых людей и основной массой населения, живущей на грани прожиточного минимума.

В развитых странах самую многочисленную (более 50% населения) социальную группу составляет средний класс. Это люди, имеющие свой небольшой бизнес (магазин, кафе) и поэтому материально независимые от власти. Они кормят себя, дают работу 2 - 3 наемным работникам и платят налоги государству. Они свободны в выражении своих взглядов, четко осознают свои права и интересы, готовы их отстаивать. Поэтому средний класс является опорой политической демократии и рыночной экономики. Чем он больше, тем благополучнее общество.


 

ТЕМА 3. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь -социально - возрастная группа, обладающая рядом специфических черт: 1) это граждане в возрасте от 18 до 29 лет (14-30 лет). Нижняя граница связана с половым созреванием и окончанием школы. Верхняя - с достижением материальной самостоятельности, со вступлением в брак.

2) общество предоставляет молодежи льготы в целях оказания помощи в ее социальном становлении, но ограничивает ее возможности в некоторых сферах общественной жизни. Например, в политике избирательные права предоставляются только совершеннолетним гражданам (с 18 лет).

3)молодежь всегда по-своему воспринимает ценности культуры. Из-за этого возникают молодежный сленг, молодежные эпатирующие субкультуры (хиппи, неформалы, готы и т.п.).

4) на молодежный возраст приходятся главные и демографические события в жизни человека:

-получение образования;

-выбор профессии;

- начало работы;

- вступление в брак и рождение детей.

Внутри молодежи также выделяют социальные группы:

1) учащаяся молодежь - каждый 2-й молодой человек в России учится. Среди специальностей вузов по популярности лидируют в последние годы инженерно - технические.

2) работающая молодежь - в отличие от молодежи западных стран, российские молодые люди из-за невысокого уровня жизни начинают трудиться значительно раньше. Подавляющее большинство молодежи в производстве составляет наемную рабочую силу. Лишь около 3% молодых людей владеют собственным бизнесом с наемным трудом, т.е. являются работодателями. И около 10% занимаются малым бизнесом (мелкая коммерция). С другой стороны, в настоящее время возможностей трудоустройства у молодежи гораздо больше, чем у лиц старшего возраста. Работодатели предпочитают работников до 30 лет, несмотря на отсутствие у них опыта работы.

Проблемы российской молодежи:

1)высокий уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет;

2) число молодых пар, проживающих в гражданском браке, составляет сегодня 3 млн., растет количество внебрачных детей и неполных семей;

3) одна из наиболее острых проблем - жилищное обеспечение молодежи. Арендная плата за жилье растет, процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В России действует Приоритетный национальный проект «Жилье», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей.

4) молодежь в целом аполитична. В выборах президента и парламента участвует менее половины молодых россиян. Вместе с тем возросло число молодежных политических организаций. Активно действует молодежное движение «Наши», молодежные коммунистические организации.

Сегодня молодежь РФ - это 27% от общей численности населения страны. В России действует Концепция государственной молодежной политики, где сформулированы, в частности, такие цели:

1)обеспечить преемственность поколений;

2) воспитать патриотов России;

3) воспитать молодых граждан, активных в труде и общественной жизни страны.


 

ТЕМА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Слово «этнос» означает «народ». Этническими особенностями людей считаются культурные, языковые, религиозные и расовые черты, которые передаются по наследству.

Этническая группа - это объединение людей, имеющих общие черты культуры, языка, религии и расы. У людей в такой группе общее происхождение, и они осознают свою причастность к единой группе. Как правило, каждое современное государство имеет на своей территории несколько этнических групп. В РФ их более 100.

Этнические общности бывают трех видов:

1) племена - объединения нескольких родов (род - коллектив кровных родственников). Каждое племя обычно имеет миф о своем происхождении, многие из них ведут родословную от предков - животных. Этим члены племени подчеркивают свое отличие от окружающих людей. Но, в принципе, единство племени обеспечивают, прежде всего, язык и территория.

Племена преобладали в древности. Например, до образования государства древние славяне жили племенами, которые объединялись в племенные союзы: поляне, вятичи и др.

2) народности - более крупные общности, которые возникли с появлением государств. К языку и территории добавляются экономические и культурные связи. Но связи эти пока не очень прочны, поскольку в этот период истории человечества - Средние века - преобладает натуральное, а не товарное хозяйство. Так, в Киевской Руси проживала древнерусская народность, которая после распада этого государства постепенно разделилась на три отдельные народности: русские, украинцы и белорусы.

3) нации - они стали складываться из народностей Европы в 16 - 17 в.в. (начало Нового времени в истории). Главная причина их появления - развитие через производство и торговлю товарного хозяйства, складывание национального рынка, который экономически объединял народ. Нацию сплачивают прежде всего налаженные экономические, а также политические, культурные и межнациональные отношения в рамках страны.

Следует различать понятия «нация» и «национальность». Национальность может быть одним из факторов складывания и поддержания нации. Например,в формировании и в жизни российской нации («россияне») велика роль русской национальности, но русские лишь один из многочисленных народов в России, составляющих российскую нацию.

Есть два вида наций:

1) моноэтничная (состоит из одного народа). Этнически однородные нации крайне редки (например, нация Исландии).

2) полиэтничная (состоит из множества народов) - включает разные этносы, которые свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, великобританская, российская нации. Американцы вообще не имеют никакого этноса, определяющего их нацию: все, кто живет в США, относят себя к конкретной национальности (еврей, русский, итальянец), но при этом считают себя американцами. Латиноамериканские нации образованы не просто из национальностей, а из разных рас: белые, креолы (потомки белых и чернокожих), индейцы.

Обычно нация имеет собственную национальную идею - концепцию, объясняющую роль данной нации в мире и смысл ее существования. Например, американцы убеждены в том, что они отвечают за поддержание демократии во всем мире (даже при помощи войны).

Национальная идея России - религиозная, суть которой в том, чтобы быть духовным примером для других народов.

 


 

ТЕМА 5. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ, ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

Межнациональные отношения -это установление экономических, политических, культурных, дипломатических и других связей между народами.

Экономическое сотрудничество народов обеспечивают такие международные организации, как, например, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) и т.д.

Самой влиятельной политической организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), которая может решать и все другие (неполитические) вопросы на планете. Отдельные группы народов создают свои международные политические учреждения (например, Организация африканского единства).

Межнациональное сотрудничество в культуре осуществляет ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

В истории человечества было немало межнациональных конфликтов, которые достаточно часто возникают и сейчас. Их причинами являются:

1) территориальные споры. Например, Япония претендует на Курильские острова на Дальнем Востоке.

2) исторически сложившаяся напряженность. Например, греки, армяне не могут простить Турции свою зависимость от турок во времена Османской империи.

3) притеснение малых народов. Например, Грузия притесняет осетин и абхазов на своей территории.

4) стремление отдельных народов выйти из состава многонациональных государств. Например, албанцы Косова заявили об отделении от Сербии, ирландцы Северной Ирландии не хотят жить в Великобритании.

Часто в основе межнациональных конфликтов лежат представления какого-либо народа о своем превосходстве над другими. В рамках одного государства это может привести к дискриминации, т.е. к притеснению (ограничению прав и свобод) отдельных групп населения.

Дискриминация может проявляться в разных сферах: - в быту (запрет на посещение отдельных пляжей, ресторанов и т.п.); - в производстве (запрет на профессии, трудности с образованием, карьерой); - в личных отношениях (клички, насмешки, анекдоты про какой-либо народ).

Ярким примером всего этого был апартеид - система раздельного проживания белых и черных, существовавшая в 20 в. в ЮАР.

Идея превосходства высшей расы (истинных арийцев) над «неполноценными» народами (евреями, цыганами, славянами) использовал Гитлер, создавший особую фашистскую идеологию - национал-социализм. Используя ее, нацисты за годы 2-й мировой войны уничтожили 6 млн. евреев. Сегодня немало неонацистских партий и движений используют националистические лозунги для получения власти, популярности, богатства.

Человечество пытается решить проблемы межнациональных конфликтов через международное сотрудничество в рамках ООН. Главные принципы этой работы:

1) отказ от насилия;

2) поиск согласия (консенсуса);

3) признание прав и свобод человека.

Каждый народ должен сохранять свою самобытность, но при этом ему необходимо сотрудничать, обмениваться культурными и другими достижениями с соседями.

 

 

ТЕМА 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ (ОСНОВЫ) НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ.

Россия - многонациональная страна, в которой проживает более 100 народов, имеющих разные религии и разные культуры. В связи с этим одним из важнейших в России вопросов был и остается национальный вопрос.

После распада СССР (1991 г.) во многих национальных регионах страны активизировались националистические силы, взявшие курс на отделение от России. Попытки сепаратистов в Чеченской Республике отделиться от РФ привели к многолетней военной операции против терроризма на ее территории.

Другой важной проблемой современной России является сохранение от исчезновения малых народов (в первую очередь, народов Крайнего Севера), теряющих свою культуру, забывающих язык, имеющих низкий уровень жизни. В регионах страны (Ненецкий автономный округ и др.) вводятся специальные программы поддержки малых народов. Прежде всего, поддерживается культура коренного народа (его интеллигенция, преподавание языка), тех, кто ведет традиционный образ жизни, т.е. занимается оленеводством, ловом рыбы, охотой. Внимание уделяется также национальным видам спорта.

Национальная политика РФ основана на ее Конституции и Концепции государственной национальной политики:

1)все народы РФ равноправны, независимо от расы, национальности, языка, религии, и имеют право на самоопределение;

2)государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык;

3) республики (только те, которые в Конституции названы государствами) вправе устанавливать свои государственные языки. В органах госвласти и местного самоуправления этих республик они употребляются наряду с русским языком;

4) РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития;

5) РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с принципами международного права;

6) каждый гражданин вправе сам определять и указывать свою национальность;

7) деятельность, направленная на возбуждение национальной и религиозной розни, запрещена;

8) РФ защищает права своих граждан за границей и поддерживает соотечественников, проживающих в других странах.

За возбуждение вражды по национальному признаку (распространение расистских и сепаратистстких идей, провокации на межэтнические конфликты) предусмотрена уголовная ответственность. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до 2 лет.

 


 

ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Социальный конфликт - это столкновение людей или групп людей, вызванное какими-либо противоречиями между ними. Причиной конфликта может стать все что угодно, например, противоположные взгляды на политику.

Социальными конфликтами занимается конфликтология. Она основывается на знании психологов о внутриличностном конфликте (столкновение в душе самого человека: например, отсутствие смысла в жизни может вызвать разочарование, надломить нестойкую личность).

Виды социальных конфликтов:

1.Межличностный - это разногласия между отдельными личностями (в семье, в общественном транспорте и т.п.).

2. Конфликт «личность - группа», например, конфликт учителя с классом.

3. Межгрупповой - борьба между группами людей, каждая из которых имеет собственные цели. Это самые опасные для общества конфликты: национальные, религиозные, классовые и др.

4. Конфликт принадлежности - возникает, когда человек входит сразу в две группы, которые конкурируют между собой (пример: Ромео и Джульетта, которые любят друг друга, но их семьи враждуют).

5. Конфликт с внешней средой - это неприятие людьми или социальными группами государственных организаций и социальных норм (законов, обычаев). В такой конфликт с обществом обычно вступают преступники (конфликт с законом), революционеры (конфликт с устройством общества). Политическая демократия, возможность отстаивать свои интересы открыто, например, на выборах в парламент, дает возможность разрешать такие конфликты цивилизованно и в рамках закона.

Способы разрешения конфликтов:

1) взаимный компромисс (обоюдные уступки) и сотрудничество;

2) приспособление одной стороны к требованиям другой (например, для того, кто уступает, спорный вопрос не является важным);

3) игнорирование конфликта, когда стороны делают вид, что проблема не существует, упуская время на ее решение;

4) соперничество - борьба при нежелании договариваться.

Правильный способ поведения будет зависеть от конкретной ситуации, назвать его заранее нельзя. Поэтому социологи делят все способы разрешения конфликтов на конструктивные, которые ведут к примирению сторон, нахождению ими общего решения, и деструктивные, которые завершаются взрывом борьбы и уничтожением одной из сторон. Самым опасным из деструктивных способов является война. Например, две мировые войны в 20 в. стоили человечеству почти 100 млн. жизней.

Социальные конфликты могут иметь как отрицательные (гибель людей, разрушения, ненависть), так и положительные последствия.

Положительные последствия конфликтов:

1)сплачивают людей против общего врага (например, единство народа в годы Великой Отечественной войны);

2) часто приводят к обновлению общества, т.к. после подавления восстаний, революций власть понимает необходимость проведения реформ.


 

ТЕМА 8. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Социальные нормы -это правила поведения человека в обществе (требования, рекомендации и ожидания, образцы поведения и др.). Нормы показывают, какие наши действия общество одобряет, а от каких нам следует воздержаться.

Значениесоциальных норм в том, что они способствуют социализации индивида, т.е. его превращению в личность.

Нормы могут быть универсальными(регулируют поведение всех членов общества) и групповыми(сложившимися в одной семье, в одной фирме, в кругу друзей).

Основные социальные нормы:

1) моральные (нравственные, этические) - это неписаные нормы, основанные на представлениях общества о добре и зле (уважение к старшим, любовь к детям и т.п.). Они поддерживаются силой общественного мнения.

2) правовые - общеобязательные нормы, закрепленные в законах (нельзя воровать, убивать и т.д.). К соблюдению этих норм принуждает государство.

3) политические - это нормы, действующие в отношениях между властью и обществом (гражданин должен участвовать в выборах, депутат должен выражать интересы своих избирателей и т.д.).

4) религиозные - запреты и предписания, действующие среди верующих людей (следует исповедоваться, соблюдать пост и т.п.).

5) эстетические - правила поведения, основанные на представлениях общества о прекрасном и безобразном (следует любоваться природой, любить классичесую музыку и т.д.).

6) традиции, обычаи, обряды - это сложившиеся веками привычки, ставшие в обществе образцами поведения.

Традиция («передача») - это обычай, обряд или правило, которое социальная группа, общество в целом закрепили и передают из поколения в поколение уже длительное время.

Обычай - это привычка, стереотип поведения социальной группы или всего общества (гостеприимство).

Обряд- это действия, связанные с традицией или обычаем (похоронный, свадебный обряды).

Нормы - это идеал, поэтому реальное поведение человека далеко не всегда им соответствует. Если поведение расходится с тем образцом, который предписывает норма, его называют девиантным (отклоняющимся).

 

 


 

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальный контроль -это целенаправленное влияние общества на поведение человека. С его помощью общество регулирует поведение и взаимодействие людей, групп, общностей.

Социальный контроль включает в себя правила, ценности, а также санкции (наказание и поощрение), обеспечивающие выполнение этих норм.

Основные способы социального контроля:

1)санкции (поощрительные и принудительные);

2)общественное мнение;

3)социальные институты (армия, полиция);

4)влияние, давление социальной группы, к которой принадлежит человек.

Основные формы социального контроля:

1) внутренний - человек сам регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Чем более у индивида развит внутренний контроль, тем менее он нуждается во внешнем контроле.

2) внешний - все учреждения и методы воздействия общества, которые обеспечивают соблюдение социальных норм, например, законов.

Способы внешнего контроля могут быть:

1) формальными - это контроль со стороны государственных и других специальных учреждений;

2)неформальными - действия человека контролируют обычаи, традиции, общественное мнение.

Виды санкций примеры
формальная позитивная Публичное одобрение со стороны официальных организаций - награды, премии, звания
негативная Наказания, предусмотренные законами, инструкциями - штраф, увольнение и т.п.
неформальная   позитивная Публичное одобрение, но не от официальных организаций - почет, слава
негативная Наказания, официально не предусмотренные - порицание, насмешка
       

 


 

ТЕМА 10. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Свобода человека включает в себя возможность выбора и предполагает ответственность за него.

Выбор - это предпочтение чего - либо в условиях альтернативы. Причем свободой является не само наличие выбора, а отношение человека к ситуации, его способность принять самостоятельное решение в рамках необходимости и готовность отвечать за него. Таким образом, свобода - это не внешние условия, которые позволяют человеку что-либо выбирать, а внутреннее состояние самого человека, особый способ его бытия.

Животные никогда не могут быть свободны, т.к. не обладают волей и разумом - ими руководят инстинкты. У человека возможность быть свободным есть всегда, в любой ситуации, но не каждый имеет мужество быть свободным. Даже раб, если страх перед наказанием не раздавил его личность и не сломил его дух, свободен, т.к. волен выбирать между рабством и смертью.

Таким образом, пока какие-либо обстоятельства не превратили человека в животное, живущее чужой волей, пока он способен даже в критической ситуации помнить о своих интересах, целях и преследовать их, он свободен. Свободный человек - субъект, а несвободный - объект. Объект не может отвечать за последствия происходящего с ним, а субъект может и должен.

Например:

1. Родители выбрали за молодого человека вуз, а он мог, но поленился отстаивать свое мнение. В данном случае он был свободен, т.к. добровольно выбрал удобную для себя пассивную позицию. Юноша должен сам отвечать за неудачный выбор профессии.

2. Юноша в семье с детства подвергался физическому насилию, и ему из-за страха даже не пришла в голову мысль перечить решению отца. Альтернатива по-прежнему есть (подчиниться или поступить по-своему), но страх лишил человека возможности быть свободным. Без свободы нет и ответственности: став несчастным в профессии, этот человек вправе винить в своих проблемах родителей.

Ответственность- это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные поступки и их последствия.

Виды ответственности:

1)внешняя - ответственность перед людьми, государством. Эту ответственность обеспечивают обязанности (требования к поведению), закрепленные в законах, нормах морали, религии;

2)внутренняя - ответственность перед собой. Эту ответственность поддерживают чувство долга, угрызения совести и другие качества самого человека. Например, если добросовестный работник не справился с работой в срок, ему стыдно за то, что он подвел свой коллектив, даже если начальник не наложил на него никакого взыскания.


 

ТЕМА 11. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ

Отклоняющееся, или девиантное, поведение - это поведение, не совпадающее с нормой, существующей в обществе.

Негативное отклонение - это поведение, порицаемое обществом (пьянство, наркомания и т.п.) вплоть до применения к нарушителю наказаний (санкций).

Позитивное отклонение - одобряемая обществом девиация (героический поступок, самопожертвование и т.п.).

Негативность и позитивность в поведении относительны, т.е. зависят от места и исторической эпохи. Например, в Голландии закон признает проституцию, а «Домострой» в России считал правильным полное и слепое подчинение жены мужу.

Опасные девиации, связанные с серьезным нарушением закона, называются деликвентным поведением (убийство, грабеж и т.п.). Деликвентность влечет за собой самые суровые наказания - уголовные. Отклонения от норм и правил могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Причины негативных отклонений в поведении:

1) недостатки в образовании и воспитании человека, т.е. сбои в процессе социализации индивида: проблемы в семье, плохая школа и т.п.;

2) «молодежный бунт», нежелание подростка жить по правилам старшего поколения;

3) конфликт норм. Например, в семье ребенка учат одним нормам (уважать старших, быть честным), а реальная жизнь общества предлагает поступать иначе.

Наиболее распространенными в подростковом возрасте отклонениями от норм поведения являются курение, употребление спиртных напитков и наркомания. Все они пагубно влияют на здоровье человека и не могут считаться личным делом человека. Общество тоже обладает здоровьем - социальным. Оно во многом зависит от образа жизни нынешних детей, т.к. они есть резерв общества - будущие родители, предприниматели, деятели культуры, политические лидеры ближайших десятилетий.

Кроме названных, к основным формам девиации относятся:

- гемблинг, т.е. игровая зависимость;

- пищевые девиции, например, анорексия (употребление лекарственных веществ, угнетающих аппетит при ожирении);

- гомосексуализм;

- трудоголизм;

- клептомания - болезненная тяга к воровству;

- суицидальное поведение.

Противоположностью девиации является конформизм («подобный», «сходный»). Конформистским называют поведение, слепо копирующее принятые в обществе нормы и ценности просто потому, что они существуют. Это крайность, противоположная отклоняющемуся поведению. Обществу нужны личности, уважающие социальные нормы, но выполняющие их не автоматически, а как целесообразные, выгодные и обществу, и самому человеку.

 


 

ТЕМА 12. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

В социологии существует ролевая теория. Ее сторонники изучают выполнение людьми предписанных им правил и считают, что этонапоминает игру актеров. Социальная роль - это поведение человека, которое определяется требованиями общества к его статусу.

Каждый человек занимает в обществе определенную позицию: учителя или ученика, родителя или ребенка и т.д. Учитывая ее, общество ожидает от индивида определенных действий, и человеку необходимо с этим считаться.

Но не только роль влияет на человека, но и человек на роль, т.к. он способен выполнить ее творчески.

Структура социальной роли:

1)образец поведения, ожидаемый от индивида;

2)исполнение роли человеком (может отличаться от образца);

3)общественная оценка исполнения роли.

Каждый человек одновременно выполняет целый набор социальных ролей (их совокупность называется ролевой системой). Например, у школьника может быть еще роль сына (дочери), друга, пользователя сети Интернет, члена спортивной команды. Есть роли, которые характерны для любого возраста (пассажир транспорта), есть типичные для отдельных поколений людей - учащийся школы, пенсионер и т.п.

У каждой роли свои правила, права и поведение - то, что уместно для роли внука, неуместно для роли дедушки. Поэтому роли одного человека могут вступать в конфликт друг с другом. Например, чрезмерное увлечение компьютером (роль пользователя) может мешать успешному исполнению роли учащегося.

Роль может находиться в конфликте с личностным «я». Если личность и роль соответствуют друг другу, а общество одобряет роль, человек получает удовлетворение от исполнения роли. Часто бывает наоборот. Например, учитель, потеряв работу, становится уличным торговцем. Родители, желая ребенку «добра», заставляют его стать юристом, несмотря на явные задатки художника. В этих случаях может возникнуть внутриличностный ролевой конфликт - конфликт личности и ее роли. Для его разрешения необходимо приспособление к новым условиям и нахождение новой социальной роли в другой социальной группе. Если человек не в состоянии адаптироваться к своей роли, то он быть выброшен из социальной группы, т.е. стать маргиналом.


ТЕМА 13. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА

Рассказ о Маугли - всего лишь сказка, среди зверей ребенок должен был вырасти животным. Человеком не рождаются, а становятся. Значит, приобрести человеческую сущность, стать личностью можно только в обществе.

Социализация индивида - это процесс его превращения в члена общества, т.е. усвоение человеком всего, что есть в обществе, - норм, обычаев, ценностей, культуры.

Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Его делят на два этапа:

1) первичная социализация - это воздействие на индивида тех, кто связан с ним личными отношениями (семья, друзья, школа);

2) вторичная социализация- это воздействие тех, кто связан с индивидом деловыми отношениями (вуз, армия, СМИ и т.п.).

Отдельные люди, социальные группы, учреждения, помогающие превращению индивидов в личность, называются агентами социализации.

Социализация индивида идет по двум направлениям:

1) индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектомобщественного воздействия;

2) социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества, в дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений, т.е. действующее лицо.

Социализация происходит главным образом при помощи образования (передачи знаний), воспитания (целенаправленных действий с целью формирования нужных качеств у ребенка), а также включает в себя все другие воздействия на человека, например, телевидение, Интернет и т.п. Формирующаяся личность проявляет активность в этом процессе - индивид избирательно реагирует на воздействие общества.

В результате социализации человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, т.е. способное жить и действовать в обществе. Этого не происходит с феральными людьми (Маугли), которых не коснулась цивилизация. Значит, социальная среда играет решающую роль в превращении биологического существа в общественное.

 


 

ТЕМА 14. СЕМЬЯ И БРАК

Семья -группа людей, связанных между собой отношениями брака или родства и ведущих совместное хозяйство.

Семья является одним из важнейших факторов социализации человека, т.к. она обеспечивает воспитание детей.

Функции семьи в обществе:

1) рождение и воспитание детей;

2)эмоциональная разрядка - человек получает в семье любовь, заботу, понимание и т.п.;

3) физическая, экономическая и психологическая защита - каждый член семьи может рассчитывать на ее поддержку;

4) ведение общего хозяйства.

Семья может быть супружеской (нуклеарной) и родственной.

Супружескую (нуклеарную) семью составляют муж, жена и их дети. Они живут отдельно, имеют собственное хозяйство. Такая семья характерна для стран Европы.

В родственной (многопоколенной) семье родственники - мужчины (каждый со своей супругой и детьми) живут вместе. Это большая семья из нескольких поколений во главе с самым старшим из родственников. Такие семьи существуют у восточных народов.

Для создания семьи необходимо заключить брак - признанный обществом добровольный союз мужчины и женщины. Оформленный брак порождает целый комплекс взаимоотношений, например, имущественных. Вступив в брак, люди должны подчиняться как его моральным требованиям, так и законам.

Брак как добровольные и равноправные отношения между мужем и женой может быть ими не зарегистрирован в госорганах. Такие неоформленные по закону отношения называются гражданским браком. Они не дают супругам прав и обязанностей в отношении друг друга. Это правило не касается детей: права и обязанности родителей в отношении детей возникают автоматически, без регистрации брака.

Согласно Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Например, государство выплачивает пособия при рождении детей, предоставляет льготы беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, многодетным семьям, семьям, имеющим больных детей.

Современные тенденции в развитии семьи:

1)ранее взросление (акселерация);

2)утрата прежних традиций (падение авторитета старших и т.д.);

3) рост числа разводов.

С формированием постиндустриального (информационного) общества происходит переход от традиционной (муж - глава семьи и добытчик) к партнерской семье. В такой семье складывается более равное распределение обязанностей между мужем и женой. Здесь жена может больше зарабатывать, а домашние дела не делятся строго на «мужские» и «женские».


 

РАЗДЕЛ 4. ПОЛИТИКА

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ

Понятие «власть» является ведущим в политической науке, т.к. именно она выступает главной целью политической деятельности людей.

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей с помощью каких-либо средств.

Всякое общество нуждается во власти, поэтому она возникает вместе с ним, и, как и государство, выполняет две основные функции:

1) власть сглаживает социальные конфликты - проводит реформы, стремясь не допустить революции;

2)власть организует общество для достижения общих целей, например, во время войны.

Эти потребности и есть главные причины происхождения власти. Таким образом, она служит всему обществу, но, конечно, в первую очередь, выражает интересы группы, господствующей в обществе.

Основными элементами власти являются:

1) субъект - личность, орган или организация, подчиняющая кого - либо в своих интересах. Субъект приказывает и наказывает за неподчинение.

2) объект - личность, орган или организация, подчиняющаяся воле субъекта. Объект подчиняется по разным причинам - из-за страха перед наказанием, преклонения перед авторитетом власти, заинтересованности во власти из-за совпадения интересов.

Ресурсы («источники») власти - это средства, которые используются властными структурами для осуществления власти.

Важнейшие ресурсы власти в современном обществе:

1) экономические - это финансы, собственность и т.п. Особенно эффективны эти ресурсы там, где есть рыночная экономика.

2) социальные - это привилегии и льготы, престижные и высокооплачиваемые должности и т.п., при помощи которых можно управлять человеком;

3) информационные - знания и информация (наиболее эффективный ресурс сегодня). Политологи утверждают: кто владеет информацией, тот управляет обществом.

4) силовые - армия, полиция, суд, прокуратура и т.п.

Изучение ресурсов власти показывает, что власть может не только опираться на силу, принуждение, но и приниматься населением добровольно. Поэтому М.Вебер ввел понятие «легитимность», означающее не навязывание силой, а признание власти гражданами, добровольное согласие подчиняться ей. В этом случае власть политической элиты стабильна, поэтому любая элита стремится добиться легитимности.

Чтобы обосновать свое право управлять, элита использует три основных приема:

1)обществу предлагается верить, что власть принадлежит элите по обычаю, традиции (так было всегда);

2)людей убеждают, что власть управляет ими согласно закону (такова конституция страны);

3) элита утверждает, что имеет право управлять из-за того, что ее возглавляет непогрешимый (харизматический - «святой», «незаменимый») лидер.

На основании этого М.Вебер выделил три типа легитимности:

1)традиционная;

2)легальная (законная);

3)харизматическая.

Очевидно, что в современном мире все больше утверждается легальная власть. Типы легитимности редко встречаются в чистом виде: в реальном обществе они сочетаются, но один элемент всегда преобладает над другими двумя.

Виды власти обычно выделяют по такому признаку, как ресурс, который обеспечивает действие власти. Это:

1)экономическая власть;

2)политическая власть - это не межличностная власть и не внутригрупповая (например, в семье), а межгрупповая (между партиями, между государством и группами людей и т.д.). Черты политической власти:

- законность использования силы;

- обязательность решений этой власти для всех членов общества;

- публичность, т.е. формальность, внешняя видимость;

3)информационная - СМИ;

4)принудительная.

Политическую власть государства по функциямможно разделить на законодательную (власть парламента), исполнительную (власть правительства) и судебную.

 


 

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО, ЕГО ФУНКЦИИ

Государство -это особая организация политической власти. Главным признакомгосударства является наличие суверенитета - исключительного права решать любые вопросы общества.

Суверенитет может быть:

- экономическим - государство имеет валюту, налоги и т.п.;

- политическим - оно имеет госграницу, органы управления и др.

Кроме суверенитета, государство обладает другими признаками:

- определенная территория;

- аппарат управления;

- налоги, взимаемые с граждан;

- издание законов.

Функции государства обычно делят на внутренние и внешние. Но, как на своей территории, так и за ее границами, государство решает две основные задачи:

1)оно посредничает между всеми социальными группами общества, т.е. старается не допустить социального конфликта, сохранить общество -посредническая функция;

2)оно регулирует все вопросы (экономические, социальные, культурные и др.), необходимые для повседневной жизни общества - управленческая функция.

Главную роль в возникновении государства играют не морально - религиозные, а социально - экономические причины:

1) экономические - хозяйственная жизнь усложняется (например, отделяются друг от друга земледелие, скотоводство, ремесло), что требует регулирования при помощи особой организации;

2) социальные - общество разделяется на социальные группы (в основном по имущественному признаку), что требует регулирования отношений между ними;

3) этнические - происходит формирование народа с особым языком, культурой, потребностями, а это вызывает нужду в организации его жизни.

Государства различают по трем критериям:

1) форме правления - это организация власти, определить форму которой можно на основании того, от кого власть исходит. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Монархия - это власть одного человека, которая передается по наследству. Она может быть: - абсолютной (неограниченной), когда власть монарха не ограничена ни конституцией, ни деятельностью парламента (Россия до 1917 г., Саудовская Аравия сегодня);

- конституционной (ограниченной), например. Великобритания, Япония;

- дуалистической (Марокко, Иордания), где парламент существует, но лишь формально. По форме такая монархия конституционная, а по сути абсолютная.

Республика - это коллегиальная, выборная и сменяемая власть. Республики бывают:

- президентские: - президент избирается всенародным голосованием, а не в парламенте;

- правительство формирует президент, а не парламент;

- вместо верховенства парламента существует разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые уравновешивают друг друга;

- смешанные - например, в современной России.

2) территориально - государственному устройству - они могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. Наиболее распространена сегодня унитарная форма, при которой весь суверенитет сосредоточен в центре (в столице). Страна не делится на другие государственные образования, например, республики, поэтому имеет единую конституцию, единое государственное управление, единое гражданство (Испания, Украина и др.);

Федерация- это союзное государство, в котором суверенитет распределен между центром и субъектами федерации (штатами, землями, республиками и т.п.). Субъект федерации - не самостоятельное государство, но обладает определенным государственным статусом. Например, каждый штат США имеет свою конституцию, правительство, полицию и т.д. Современная Россия является федеративным государством и состоит из 85 субъектов.

Конфедерация - это добровольный союз суверенных государств, временное соглашение между ними (в истории - Речь Посполитая, сегодня - Швейцария).

3) политическому режиму - по способам и методам управления государства бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.

 


 

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политика - это участие отдельных людей, социальных групп, партий, организаций и т.д. в делах общества и государства.

Все участники политики вступают друг с другом в политические отношения и занимаются политической деятельностью.

Политика может касаться и других, неполитических сфер жизни общества. Она может быть, например, экономической (введение налогов), образовательной (введение ЕГЭ), национальной(Чечня), экологическойи т.д.

Совокупность всех организаций, идей, норм, отношений, которые действуют в политической сфере, называются политической системой. Центральным звеном, стержнем этой системы является политическая власть.