Нормативное регулирование финансовой отчетности

 

Финансовая отчетность содержит обобщенные данные учета и является связующем звеном между предприятием и обществом. Исходя из принятой концепции, страны формируют Законодательством акты по организации учета и отчетности. Правовой статус отчетности в большинстве европейских стран законодательно. Германия – торговый кодекс, Англия – закон о компаниях, Норвегия – указ короля, Франция – постановление министра финансов и экономики, США – система национальных стандартов (GAAP).

Положительный фактор законодательного подхода – это стабильность финансовой отчетности. Учетная информация, зафиксированная в отчетности, регулируется на государственном и международном уровне. Международное сближение принципов и процедур учета направлено на гармонизацию финансовой отчетности. Идея гармонизации получила наибольшее развитие в странах членов ЕС.

В 1957году – создано европейское сообщество. Основная цель которого – обеспечение единого экономического развития всех стран членов ЕС. Для обеспечения условий свободного перелива капитала европейская комиссия издает от имени совета ЕЭС директивы, направленные на упорядочивание и гармонизацию учета и отчетности.

В 1978 году – принята 4-ая директива о годовой финансовой отчетности акционерных компаний с ограниченной ответственностью. Директива определила состав, общие положения и структуру годовой отчетности. Отчет должен быть опубликован вместе с докладом совета директоров и заключением аудитора.

В 1983 году принята 7-ая директива ЕС. В ней впервые был определен порядок составления сводной консолидированной отчетности транснациональных компании и их аудирования.

В 1984 году – 8-ая директива ЕЭС определила порядок аудиторской деятельности, квалификационные и этические требования, предъявляемые к аудитору.

Основные положения директив включены каждой стороной ЕС в национальное законодательство.

На международном уровне предусмотрена стандартизация принципов и правил подготовки финансовой отчетности. Вопросы стандартизации решаются советом по МСФО. В настоящее время совет ведет переработку старых стандартов (IAS 1-41), а также разрабатывает новые (IFRS 1-9).

В России государственная регламентация отчетности до 1917 года была установлена в торговом уставе (1867 год), а также в положении о государственном промысловом налоге (1898год), в развитие которых Министерством Финансов было выпущено 5 инструкций (1889 по 1906г), в которых был определен состав, содержание, требование к достоверности, сроки, адреса представления, порядок опубликования и правовая ответственность за неопубликованные и искажение данных.

С 1917года, отчетность регулировалось подзаконными актами.

1992- 1995 годы отчетность регулировалось положением по ведению БУ и отчетности (раздел 3).

В 1996 году был принят ФЗ о БУ (гл.3) и ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность организаций». Данное положение установило состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации, являющихся юридическими лицами по Законодательству, кроме банков и бюджетных организаций. В настоящее время действует ПБУ 4/99 разработанное в рамках программы реформирования БУ.

Кроме указанных документов организации должны при составлении и предоставлении отчетности руководствоваться приказом Министерства Финансов № 66н от 02.07.2010 года. Данный приказ определил формы бухгалтерской отчетности. Данные формы носят рекомендательный характер. Организация может сокращать состав, либо вносить дополнительные статьи.

 

3.Виды отчетности организации

 

Отчетность, формируемая в рамках предприятия, раскрывает различные стороны его функционирования и основывается на взаимосвязанных видах хозяйственного учета. Отчетность можно классифицировать по различным признакам:

1. По видам:

- оперативная отчетность, предназначена для текущего контроля и управления внутри предприятия в момент совершения операции. В ней содержится сведения о выполнении планов, соблюдение договоров, сведения о финансовом положении предприятия.

- статистическая отчетность – комплекс показателей в денежном и в натуральном выражении, в предоставляемый органом государственной статистики. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности предприятия и их статистического изучения. Она составляется на основе БУ и отчетности по единой методике, установленной Росстатом.

- управленческая отчетность - это комплекс показателей в денежном и натуральном выражении, а также аналитических показателей характеризующих результаты, альтернативы и планы финансово – хозяйственной деятельности организации для целей контроля и управления в любой момент времени.

- налоговая отчетность – это расчет налоговой базы на отчетную дату в соответствии с нормативными актами, регулирующие налоговые платежи предприятия.

- бухгалтерская отчетность это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляемая на основе данных БУ по установленным формам.

  1. По объему сведений включаемых в отчетность:

- частная отчетность – включает информацию о работе организации на одном участке ее деятельности.

- Общая отчетность – характеризует хозяйственной организации в целом.

  1. По назначению:

- внутренняя отчетность – служит для оперативного общего управления предприятием.

- Внешняя отчетность – предназначена для внешних пользователей. Она подлежит опубликованию.

В соответствии с ФЗ «О Бухгалтерском учете» ОАО, банки, инвестиционные и благотворительные фонды должны опубликовать свою отчетность не позднее 1-го июля года, следующего за отчетным.

  1. По периодам:

- текущая отчетность (промежуточная) составляется на регулярной основе за месяц, квартал, нарастающим итогом сначала года. Организация обязана сформулировать промежуточную отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

- Годовая отчетность – составляется за отчетный период с 1-го января по 31-ое декабря. Для вновь созданных организаций – отчетный год начинается с даты государственной регистрации по 31-ое декабря. А для организаций, созданных после 1-го октября – с даты государственной регистрации по 31-ое декабря следующего года. Годовая отчетность предоставляется в течении 90 дней по окончании года. Отчетный датой считается последний календарный день отчетного периода.

  1. По степени обобщения данных:

- Первичная отчетность – составляется на основании данных текущего учета, и характеризует показатели деятельности отдельного юридического лица.

- Сводная отчетность – составляется вышестоящими организациями, госкомитетом, по территориальному признаку и отраслями народного хозяйства на основе первичной отчетности организации.

- Консолидированная отчетность – отчетность 2-х и более юридических лиц, находящихся в определенных юридических и финансовых взаимоотношениях.

 

Состав бухгалтерской отчетности, согласно Приказа №66н:

Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках

Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (приложение № 2 к Приказу):

- отчет об изменениях капитала

- отчет о движении денежных средств

- отчет о целевом использовании полученных средств (включают в состав бухгалтерской отчетности общественные организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)).

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (приложение № 3 к Приказу).

 

Организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений определяется организацией самостоятельно.

Организации – субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:

- в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

 

В отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти после «Наименования показателя» приводится графа «Код» (приложение № 4 к Приказу).