Сознательное и бессознательное в человеке.

Сознательное и бессознательное – это два уровня, составляющих психику человека. Их соотношение динамично и зависит от деятельности человека. Если деятельность контролируется, то в человеке функционирует сознание, если не контролируется, то функционирует бессознательное.

В процессе обучения человек проходить несколько уровней. Так, психолог Н.А.Бернштейн выделяет четыре уровня психики. Например, на освоение определенного навыка человек на начальном этапе контролирует свои действия и, как правило, затрачивает большее количество физической и психической энергии. На последнем этапе может происходить автоматизация действий, и включается полусознательная или бессознательная функция. На этом уровне происходит наименьшая затрата энергии. Поэтому, человек гораздо быстрее устает тогда, когда занимается сложной, сознательной умственной работой, чем простым физическим трудом, не требующим полностью сознательной его регуляции.

Сферу бессознательного в человеке глубоко рассматривал австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он разделил человеческую психику на три уровня:

1) «Ид» (Оно) – бессознательное

2) «Эго» (Я) – сознание человека

3) «Супер-Эго» (Сверх-Я) – общественная цензура

Ядром бессознательной сферы является либидо – сексуальная энергия (влечение). «Ид» (либидо) давит на «Эго» и пытается себя реализовать, но, проходя через общественную цензуру – «Супер-Эго», оно возвращается (вытесняется) обратно в сферу бессознательного или выходит наружу (сублимируется), в приемлемой для общества форме. Примером сублимации может быть любая творческая деятельность человека. Таким образом, сознание - «Я» находится в зажатом состоянии с двух сторон. Снизу давит животное начало, сексуальный инстинкт – Оно. Сверху давят законы, мораль, культурные традиции и т.д. – Сверх-Я. В результате этого постоянного антагонизма в человеке могут происходить психические срывы, расстройства, депрессии и т.д. Таким образом, психическая деятельность человека – есть процесс превращения его сексуального инстинкта. В дальнейшем, Фрейд к сексуальному инстинкту добавляет инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые тоже являются мотивом к действию.

Учение Фрейда продолжил Карл Густав Юнг (1875-1961). Он утверждал, что «личное бессознательное» опирается на «коллективное бессознательное», выступая в виде архетипов. Архетипы – это врожденные психические структуры человека, суммарный опыт многих поколений, проявляемые в виде образов общечеловеческой символики: сновидения, мифы, сказки, фантазии, в том числе художественные.

Тема 6: Диалектика.