Философский подход к пониманию понятия материя.
Тема 4. Философское понимание материи и ее атрибуты.
Основной вопрос философии или основные философские направления.
Еще в древности люди заметили, что мир можно разделить на две противоположные сущности. Это материальные и духовные (идеальные) явления. Проблема соотношения материальных и духовных явлений получила название основного вопроса философии (ОВФ).
ОВФ – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. (Ф.Энгельс).
ОВФ разделяется на два подвопроса:
1) Что является первичным: материя или сознание?
2) Способно ли сознание верно отразить материальный мир, т.е. способен ли человек до конца познать мир?
При ответе на первый вопрос философы разделились на два больших направления: материалисты и идеалисты.
Материалисты – это философы, которые считают, что первична материя по отношению к сознанию, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (сущностью мира) является материя. Представители: др.гр. фил. Демокрит, англ. фил. Ф.Бекон, нем. фил-ы Л.Фейербах, Марксисты и др.
Идеалисты– это философы, которые считают, что первично выступает сознание по отношению к материи, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (иначе сущностью мира) является сознание.
Идеалисты, в свою очередь, разделяются на субъективных и объективных идеалистов.
Субъективные идеалисты– это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут сознание человека (субъекта). Представители: англ. фил. Беркли, нем. фил. Фихте, австрийский физик Мах и др.
Объективные идеалисты– это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут мировое сознание, надприродное духовное начало. Представители: др.гр. фил. Платон, итал. фил. Ф.Аквинский, нем. фил. Гегель и др.
При ответе на второй вопрос философы разделились на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков.
Гносеологические оптимисты – философы, признающие познаваемость мира. В основном, это все материалисты.
Агностики – философы, которые отрицают познаваемость мира. (англ. фил. Юм, нем. фил Кант и др.).
Скептики – философы, которые выражают сомнение в познаваемости мира. (фрац. фил и матем. Декарт).
Понятие материя (от лат. materia – вещь, вещество) появилось из необходимости определить некоторое общее, что может объединять все сущее.
В древней Греции за основу всего сущего многие понимали природную стихию: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Для Анаксимандра – это апейрон (бесконечное, беспредельное), для Демокрита – атомы.
В Новое время с развитием механики материи приписывались некоторые свойства – это протяженность, наличие массы, возможность перемещаться в пространстве.
Субъективный идеализм отрицал наличие материи как таковой, т.к. все сводил к органам чувств, за пределами которых невозможно было что-либо определить. Ими материя понималась как то, что ощущается органами чувств и возникает в сознании в качестве субъективной реальности.
Диалектический материализм исходил из того, что в конце XIX в. был сделан ряд научных открытий, в частности: открытие эл.маг. поля, радиоактивности, делимость атома и др., вследствие этого, привычное понимание материи как вещества рушилось. Создавалось впечатление, что исчезает сама материя. Все это потребовало нового, более широкого определения материи, и оно было дано В.И.Лениным: «Материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях.В этом определении Ленин диалектически сочетает две противоположности – это объективную и субъективную реальность.
Следующим шагом в конкретизации понятия материи дает современная наука. На данный момент выделяют три основных вида материи:
1) вещество (жидкое, твердое, газообразное, плазменное);
2) поле (электромагнитное, гравитационное, ядерное и др.);
3) физический вакуум (совокупность виртуальных частиц). Материя обладает, так же, следующими атрибутами (неотъемлемыми свойствами):
1) системно упорядочена (микро, макро, мега уровни).
2) активна (движение, изменение, развитие)
3) имеет пространственно-временную форму
4) способна к самоорганизации (теория синергетики)
5) обладает информативностью
6) способна к отражению