Отношение бытия и небытия как исходная философская проблема.
Предмет, структура и функции философии.
Объектом исследования для философии является мир и человек во всей их полноте. Предметом исследования является система взаимоотношений человек-мир. Учитывая систему взаимоотношений человек-мир, определяется следующая область проблем:
1. Проблема происхождения, сущности и существования мира, взаимосвязь бытия и небытия.
2. Проблема выявления общих и универсальных законов бытия.
3. Проблема границ и методов познания действительности.
4. Проблема происхождения человека, его сущность и смысл существования.
5. Проблема сознательного и бессознательного, соотно-шение материальных и духовных явлений.
6. Проблема сущности общества и закономерностей его развития.
На основе предмета философии строится структура философского знания:
Онтология– учение о бытии вообще его формах и атрибутах.
Гносеология – учение о познании действительности.
Логика– учение о формах и законах человеческого мышления.
Философская антропология – учение о происхождении человека, его сущность и смысл существования.
Социальная философия – учение о человеческом обществе в целом.
Аксиология – учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.
Этика – учение о нравственности.
Эстетика – учение о прекрасном.
Экологическая философия – учение о взаимоотношении общества и природы, человека и космоса.
Учитывая предмет и структуру философии, выявляются функции философского учения:
1) Мировоззренческая
2) Гносеологическая
3) Логическая
4) Методологическая
5) Прогностическая
6) Воспитательно-образовательная
Тема 2: История философии(смотри мое пособие.)
Тема 3: Основные философские направления.
Одна из основных философских проблем – это проблема бытия и небытия. Бытие это все то, что есть. Небытие это все то, чего нет. Говорить о бытии, значит иметь наличие или существовать. Очевидность существования тех или иных предметов и явлений иногда не вызывает сомнения, но предстают ли они нам в реальном виде, такими какими они есть на самом деле? Ведь многое нам только кажется, в отличие от самой реальности, как таковой. В связи с этим можно говорить об объективной и субъективной реальности
Объективная реальность – это все процессы, явления, ситуации, вещи, состояния, существующие независимо от воли и желания, сознания и мышления человека. Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, мысли человека, т.е. его сознательные и бессознательные процессы. Так, например, раньше считалось, что Солнце это раскаленный диск, который вращается вокруг плоской Земли, но с развитием науки представление о мире меняется. Или карандаш, опущенный в стакан с водой, имеет искаженную форму. Таких примеров можно привести много. Поэтому, говоря о реальности, мы исходим из общих знаний о мире, после чего строим различные теории, описывающие реальность.
Реальность бытия и небытия в философии представляется в следующем виде. В философии бытие понимается не просто как существование чего-либо, а всеобщность отношений всего существующего.
Основными формами бытия являются:
Материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека, социальное бытие, ноуменальное бытие (вещь сама по себе), феноменальное бытие (явление, данное в опыте).
В качестве примеров небытия можно назвать неродившихся людей, животных, растений или еще не появившиеся различные вещи или явления. Так же, в качестве небытия можно назвать все то, что раньше было, но потом ушло, как говорят в небытие. Это смерть или исчезновение чего-либо.
В качестве форм небытия можно назвать определенные ничто формы. Ничто формы – это все неявленные вещи, процессы, ситуации, т.е. это все нечто, которое не обрело свою бытийственость.
Проблема бытия и небытия в философии обретает два направления
1) Философия бытия исходит из концепции абсолютизации бытия. Так, древнегреческий философ Парменид утверждал, что есть только бытие, небытия нет. В средневековой катафатической (положительной) теологии говорится о вечном абсолютном бытии – Боге. Марксизм за абсолютное бытие брал материю, которая вечна и бесконечна.
2) Философия небытия рассматривает бытие как производное из небытия. Так, др.гр. фил. Горгий говорил, что «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в.) основатель надхьямики (фил. школа махаяны в буддизме) утверждал «Весь мир есть пустота (“шунья”)». Средневековая апофатическая (отрицательная) теология отождествляла Божество и Ничто.
Об относительности бытия и небытия говорится в даосизме, где бытие и небытие порождают друг друга. В атомистической теории Демокрита говорится об атомах – составляющих бытие, которые перемещаются в пустоте – небытии.