Ассортимент и торговая номенклатура торгового предприятия.

Обновление и выделение товарной линии.

Товарная линия (ассортиментный ряд) - это группа товаров, связанных между собой областью применения, сегментом потребительского рынка, реализуемых в рамках одного диапазона цен через одинаковые типы торговых предприятий. Обновление ТЛ производится, когда требуется ее модернизация по товарной ном-ре или ассортименту. Оно может проводиться по частям, что снизит реакцию потребителей на новый вид или путём полной замены. Главным в обновлении является определение времени выхода на рынок более совершенной версии продукта. Выделение товарной линии – определение для рекламы наиболее характерной продукции, прокладывающей дорогу более дешевым или дорогим моделям ТЛ.

Ассортимент товаров –это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку.

Различают производственный и торговый ассортимент.

Торговый ассортимент –это номенклатура товаров, реализуемых в розничной торговой сети (РТС). Он включает ассортимент товаров выпускаемых многими отраслями и делится на 2 товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по наиболее общим признакам (однородности сырья, потребительского назначения, сложности ассортимента). В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготавливаются товары, их подразделяют на изделия из стекла, пластмассы, кожи и т.д. По потребительскому назначению товары подразделяют на хозяйственные, музыкальные, строительные и т.д. С учётом физических свойств товаров и требований соблюдения условий и режима хранения товары подразделяются на скоропортящиеся и не портящиеся. С учётом сложности ассортимента товары делят на: товары простого ассортимента, которые состоят из небольшого количества видов или сортов; сложного ассортимента, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасоны, модели, артикулы, размеры, роста). К ним относятся: одежда, обувь, бакалейные товары и т.д.

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входит однородные по признакам единства происхождения товары товарная группа: обувь; подгруппа: кожаная, резиновая, валяная. Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов, Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги мужские, женские, детские). Внутри каждой группы могут быть так же артикулы, сорта и т.д. Например, сапоги женские по цвету, размеру и т.д. С учётом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой ассортимент. Групповой ассортимент – это детализация группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям. При этом выделяют широту ассортимента, которая определяется количеством товарных групп и наименований, глубина – количество разновидностей товаров. Товары классифицируют по таким признакам как: частота спроса, стабильность спроса и характер спроса. По частоте спроса товары делят на три группы: товары повседневного спроса; периодического спроса (приобретаемые через определённый промежуток времени); редкого спроса (товары длительного пользования). По стабильности: устойчивый спрос; подверженный колебаниям. По характеру спроса: твердо сформулированный; альтернативный; импульсный.

Для формирования рационального ассортимента в торговле целесообразно группировать ассортимент по комплексности спроса с целью его максимального удовлетворения. В основу разработки комплекса может быть положен признак половозрастной, особенности образа жизни и проведения досуга (турист, охотник, автомобилист).

Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.