Дет. лит. 40-50-х гг.

Н. Н. Носов (1908-1976)

Начин. писать в 30-е гг., но настоящ. признан. получ. в 50 гг. Род. в семье киноакт., учился в киевск. худ. инст-те, но, не законч. его, перевелся в моск-й инст-т кинематографа. Был режиссер. (мультипл. и учебн. фильмы).

1-е расск. – д/дет. «Затейники» (1937 в жур. «Мурзилка»). Сб-ки расск.: «Тук-тук-тук», «Ступеньки», «Веселые расск.», «Витя Малеев в школе и дома», «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка».

Расск. д/дет дошк. и мл. шк. возраста всегда остросюж., динамич, насыщ. комич. ситуациями. Во мн. расск. переходящий герой Мишка Козлов (цикл «Мы с Мишкой»). Расск. насыщ. лиризмом, юмором, повеств. ведется от 1-го лица – тов-ща Мишки. Мишка удив. активен и постоян. в действии. Юморист. ситуации помог. Н. показать логику мышления и поведения реб-ка. Его произв. отражают основные особенности восприятия, хар-ры героев вырис. из поступков, действий, диалогов. В его расск. закл. мораль: герой всегда активно стремится к преобраз. окр. мира, к его познан.

Кроме расск. Н. успешно разработал жанр ск-ки: «Бобик в гостях у Барбоса», «Незнайка в солн. городе», «Приключ. Незнайки и его друзей», «Незн. на Луне». «Приключения Незнайки и его др.» - жанр роман-сказка, действие динамичн., на грани реал. и фантаст. Композиция: 30 глав, в кажд. из кот расск. о новом событ., но все они взаимосвяз. м/у собой, хар-ры героев индивидуализ. Незнайка – невежда и хвастунишка, постоянно попад. в комич. ситуац., но он вызыв. симпатию, потому, что в основе его шалости – стремл. к добру. В весел. эмоц форме дошк. преподн. обширный познав. мат-л, решается морально-этич. проблемы, дидактич. мат-л также содержится в остальн. частях трилогии.

«Н. на Луне» - сатир. мотивы, полит. окраска. Разоблач. буржуаз. мир. Творч. Н. имело большое влияние на разв. дет. лит.

 

40-50-е гг.военн. гг. Особенность этой дет лит., ее организации — сближение со взросл. лит. Причина – изменились сами чит., они заметно взрослели, перенося тяготы войны. Детей не устраив. манера письма, кот. была хар-на д/довоен. периода. Это почувств. Гайдар, Маршак, Пантелеев. Так назыв. дет. специфика в этот период либо исчез. / трансформир. Лит. д/дет. не перестала быть предметом внимания и забот. госуд.

Февраль 43 г. – Заседание НарКомПроса. Это время подарило дет. замеч. образцы лит.: М. Алигер «Зоя», Н. Тихонов «Ленингр. расск.», А. Толст. «Расск. Ивана Судаля», А. Платонов «Маленький солдат», Л. Пантелеев «На Ярике», «Гвардии рядовой», Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», В. Катаев «Сын полка», А. Каверин «2 капитана».

И в дет. периодике звучит обращ. к маленькому чит. Без всяких скидок на возраст. Герой расск. «Гвардии рядовой» - реальн. лицо, как и его подвиг (Александр Матросов). Еще один гл. мотив пр-й воен. лет – мотив счета, предъявл. врагу детьми. Лит. того времени отраж. это чув-во как совершенно естественное.

Расск. Каверина «Русск. мальч» - гл. герой пишет стихи, он участник войны. Стихи – о бессмертии подвига такого же подростка, как и он. В заверш. рассказа сообщ., что стих-ние написано от лица всех русск. мальчиков. Это был счет целого поколения. Форма выражения этого счета была различная. В это время соверш. по-иному в дет лит. отраж. тема детства.

А. Воронкова «Девочка из города», А. Барто «Звенигород».

М. Каримов «Радость нашего дома» - повеств. ведет. от лица 6-летного Ямиля. Его отец спас на войне девочку Оксану, она стала родной в их семье. Позднее отец отыскал ее и увез на родину. Идея – воспитание интернационал.

Выходили книги, кот. укрепл. в юных чит-х историч. память и самосознание.

«Герасим Гурин» - о герое войны 18 года. Роман «Генерал Кутузов». Григорьев «Малахов курган». Рубинштейн «Адмирал Сенявин».

Больш. часть произв. историко-героич. темат. написано на документ. основе. После окончан. войны. писат. нелегко было найти новые интонации в разгов. с чит-лем. Новая манера рождалась в поисках, удачах и неудачах.

В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи» - трилогия о школьном детстве, кот. прерывает война, и дети оказ. способны встать в строй защитн. Родины.

Документ. повесть С. Михалк. «Я хочу домой» посвящ. теме возвращ. дет. на родину, теме, соединения дет с их родит. Авт., писавш. д/дет., в то время не обходили важн. соц., нравств., идеолог. проблемы.

В эти гг. выход. кн., посвящ. становл. личности реб-ка в проц. труд. деят. , общ. со взросл.:

Кассиль «Дорог. мои мальч.», расск. Платонова «Добрый кит», Ликстанов «Малышок» - о детях на заводе, произв. Воронковой и Мусатова о детях деревни, И. Дик «Огненный ручей», Н. Дубов «Огни на реке».

Эстетич. и воспит. пафос этих произв. не растворялся в производств. мат-ле и описании жизнен. ситуаций. Все эти произв. передавали дух. и нравст. атмосферу своего времени. Гл. в этих произв. – отраж. в них чистота чел. взаимоотнош.

В эти гг.в лит. д/детей входит плеяда молод. писателей: М. Благинина (1908-1989) – учитель, воспит. в дет. доме. Больш. часть ее произв. – д/старш. шк. «С тобой товарищи», «Над Волгой». Мусатов «Дом на горе», Носов «В. Малеев…», Воронкова «Село Городище», Шундик «На севере дальнем».

Все эти произвед. о школьниках, шк. жизни. В них отчетливо провод. мысль о том, что учение – это радость, саморазвитие, самовоспит. Естеств. д/эт. периода была и пионер. проблематика.

Ю. Сотник – в 50-е гг. его рассказы занимали лидирующ. позиции: «Про наши дела», «Невиданная птица», «Приключение не удалось».

Историч. проблематика: «Ратобойцы» Югова, «Сердце Баниура» Насишкина, «2 брата» Волкова, «Худ-к Петров» - Петрова.