Научно-худ. лит.

Современ. науч.-худ. лит. д/детей созд. на основе лучш. традиций этого жанра, представлена революц. пр-ми Д. Кайгародова, Я. Перельмна, Н. Рубакина. В 1-е гг. сов. власти эти писателя т/ж продолж. работать. К ним присоед. М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, В. Обручев, А. Арсеньев, В. Дуров.

Сов. науч.-худ лит. издавалась при непосредств. участии «подлинных работников науки и литераторов высок. словесной техники». Становление ее как жанра связ. с именами В. Бианки, Б. Житкова, М. Ильина, М. Пришвина. Они начали печат. с 1924 г. в журнале «Новый Робинзон».

 

Б. С. Житков (1882-1938)

Был не просто писат., а другом маленьк. читателей. Принцип его письма исходил из знания вещей и людей. Их он раскрывал в своих кн. Став взросл., он работал в самых разн. проф. (химик, штурман, инжен.-строит., плотник, учитель, ихтиолог). Это помогло ему узнать людей и мир.

Основные принципы подхода к дет. и дет. лит. он отразил в статье «Что нужно взросл. о дет. кн.». Он писал «Дети – природн. схематики, они могут выбрать главное, отвлеченное от второстепенного» , поэтому и дет. кн. д. б . посвящ. самым гл. вопросам. В соотв. с этим принципом в рассказах писателей четко обознач. полюсы добра и зла, мужества и трусости., благородства и непорядочн. Расск-з «На воде». «Над водой» - спасает пассажиров самолета отважн. ученик.

В этих и др. расск. симпатии Ж. на стороне людей из народа. Писатель своеобр. строит хар-р героев. Он выдел. в них 1-2 кач-ва, кот. либо вызыв. симпат., либо нет. Так, ум и доброта матроса Ковалева («На воде») обознач. в начале расск. получили свое разв.

Подлин. красота у Ж. связ с высок. нравственностью, симпатии на стороне тех, кто рискует жизнью. Таковы капитан – «Механ. Солерно» и герой расск. «Утопленник» - безымян. повеств.

Требование схематизма в понимании Ж. не превращает героев в ходячие добродетели или заштампов. злодеев. Важн. особенность расск. – драматичность и динамичность. Герои не столько говорят, сколько делают.

Указ. принципы наибол. проявляются в рассказах д/дошк. (=40 расск. объед. в 2 цикла). 1) «Что бывало» - герои — моряки люди бывалые: «На льдине», «Пожар», «Почта», «Наводнение». Их сюжеты сведены к 1 событ., о кот. повествует расск-чик. Все начинается внезапно, действие развив. стремит. Герои - ровесники занимают столько те места, как герои - взрослые. Расск. «Белый домик» - мальч. и девочка решили путеш., собирают сухари, воду и отправл. на море.

2) цикл «Про животн.» - в лит-ведении не раз сравнив. эти расск. с творч. Л. Толстого. Везде рядом с животным его заботл. другом, а иногда и недоброжел. выступ. человек, в отнош. к жив. проявл. нравст. кач-ва людей. От Толстого перешла к Ж. и традиц. индивидуализированность жив. С 1-й стор. писат. дает хар-е родовые и видовые призн. жив, а с др. – кажд. из них – самобытный индивид, н-р, галка- воровка, слон, который спас хозяина от тигра. Показ у жив. кач-в, кот ценят. и в чел-ом обществе: привяз. к людям, предан., отвага, храбрость, благор-во, доброта.

Подлин. шедевр науч.-худ. лит. – кн. д/4-летних чит. «Что я видел» - кн. составл. в форме путеш. Чтобы не усложн. ее, сделать ее доступн. и понятной малышам, Ж ведет повеств. от имени мальч. Алеши Почемучкина. Сталкивание дет. наивн. представлений и реальности – 1 из приемов кн. Вводя в повеств. новый для ребенка мат-л, он опирается на его знание. Поэтому в кн. много сравнений ярких и образных. В соотв. с принципами энциклопедий выдерж. рис. кн. Худ. – Е. Сафонова. Она рис. не героя, а то, что он видел. К концу знакомства с этой кн. маленьк. читатель значит. расшир. свой кругозор.

Введение в худ. ткань пр-я элементов науч. знаний - это достиж. Ж. Кажд. персонаж в эт. кн. – это хар-р, облад. больш. нравств. потенциалом. В главах «Красная армия» и «Лес» - это военная тема. Строга, но справедл. бабушка Алеши – к тому же она – мастер на все руки. Оч. привлекательны любимые персонажи Ж. – моряки. В общении с кажд. из персон. Алеша проявл. свой хар-р, кот. отнюдь не идеален, но тяготеет к доброму и хорошему. Фразы просты по конструкции, обилие глагол., диалогов, много личн. местоимен. Одинак. нач. фраз. Книга хорошо приним. дошкольн.

В. Бианки (1894-1959)

Один из самых любим. писат. детворы.

Род. с СПб в семье известн. биолога и с дет. пристраст. к биол. и географ. Жил в разн. районах страны, мн. путеш. Вошел в лит. в 1923. Удивление – нач. этап в творч. процессе Бианки, от него путь лежит к оптимизму, к ощущ. радости жизни.

«Дед мороз и весна» (Ск-ка) – зайцу, медведю и носачу плохо стало жить поздн. осенью, они послали синицу за дед. Морозом. Он высыпал на лес мешок снегу: одному хорошо, др. – плохо. Так в спорах и зима прошла. Синица позвала весну.

Самое прекрасн. в жизни, по мнен. Б., - доброта. Чем более сложен расск., чем взрослее его читат., тем чаще добро вступ. в борьбу со злом. Среди людей, героев Б. – охотники, следопыты-краеведы, влюбл. в природу. Особ. удачен образ охотн. Сысоя Сысоича (переход. из расск. в расск.) 1 из задач – воспит. в реб-ке чув-во сопричастн. к природе и земле, при этом Б. сохран. точность и объективн созданной картины.

Сам писатель так хар-л свои произв., он говорил: «Ск-ки - не ск-ки». Такова сказка «Как муравьишко домой спешил». Сюжет разв. стремит., все персонажи приход. герою на помощь и он преодол. все трудн.

«Сказка из ск-к» - «Лесной колобок, колючий бочок» - колобок уже не из теста, а живой (ежик). Особ. интер. д/дошк. расск. «Синичкин календарь» - в центре повеств. синица Зинка. Объем синичкиного опыта оч. близок к объему знаний чит-ля. Но она не гл. герой расск. Гл. герой – природа. По ходу повеств. Б. описыв. повадки жив. и птиц.

Дальн. развитие этой темы в творч. Б. стала «Лесн. газета». Началось это с раздела «Лесн. газета» в журнале «Воробей». Отд. изд-м эта кн. выход. 9 раз. Поэтому лейб-мотивы эт. к-и составили вступ. главу к 12 разделу, посвящ. кажд. месяцу. Привод. послов. и погов., хар-щие особенности кажд. сезона. В метафор. форме расск. о жизни птиц, зверей, о природе, о дошедш. до нас истор. событиях, занимательные рассказы о жизни животных и растений. Часть мат-лов принадл. охот., ученым, юным следопытам. Особый интер. разд. «Охота», где писатель встретился с любим. персонажем – охотн. Сысоем Сысоичем.

В 1-м из своих ранн. расск. «Зелен. пруд» пис-ль использ. прием вовлечения читателя в события. Оч. сильны игров. и состяз. моменты. Газ. учит как сделать птичьи домики, кормушку, как бороться с вредит. полей, т.о. приглаш. чит. к сотворч. вместе с природой. Широко жанров. разнообразие произв. Б.: ск-ки, расск., маленьк. повествов., даже объявления.

 

М. Пришвин (1873-1954)

Все его творч. посвящ. познанию чел. личн. и ее взаимоотн. с окруж. миром. Бурная биография: работ. биологом и агрономом. Рез-т путеш. на север – к-а «За волшебным колобком». 1-я к-а П. – «В краю непуганых птиц» (1907).

П. никогда не делил свое творч. на взросл. и дет., гл., что ценил писат. в реб-ке – оптимизм, чув-во постоян. удивления миром, отзывч-ть на боль и радость.

1-й сб-к расск. «Матрешка в картошке» (1925).

1948 – «Золотой луг» - сб-к, объед. почти все его расск. д/ дет.

Диапазон персонажей наст-ко велик, что не найдется ни 1 вида раст./ жив. среди полосы РФ, кот. не упомин. бы в его произвед. Даже деревья и раст. в расск. станов. одушевл. Пис. не т-ко великол. знает природу, но и м. передать то, что видит, передать поэзию окруж. мира в своих описаниях. Писат. счит.: чем богаче дух. мир, тем больше он видит в природе. Так возникает пришвинский антропоморфизм.

Говоря о жив. мире, П. особо выделял материнство («Ярик», «Орлиное гнездо», «Курица не столбах», «Ребята и утята»). Писат. отмеч. у жив. ум, сообраз., надел. жив. спос. разгов., мыслить. Разг. собаки, др. жив. и птицы. Чаще всего это – чел. разговоры. Иногда – звукоподраж. Часто – несобственно –прямая речь. Первенств. роль чела над прир. составляет сюжет мн. произв. пис. («Ярик», «Как я научил собак грох есть»). Тема природы в произв. П. переходит в тему родины, любви к ней, а мотив добра – в мотив патриотизма. Среди героев запомин. Вася Веселкин из одноимен. расск. Он спас собаку и скрылся от благодарности из-за скромн. Позже этот персонаж перейдет в роман П. «Корабельная чаща». Здесь он станет солдатом, защитн. родины.

«Кладов. солнца» - брат и сестра – Митраша и Настя – пошли за клюквой и заблуд. Вышли из леса благодаря собаке Травке. В ск-ке передана поэзия леса. Есть интересн. наблюдения над повадками животных. Форма ск-ки с ее предельным обобщением, выходящим в общечел. законы морали помог. писат. вкл. в нее и прошлое и будущее. Юные герои наделены кач-ми исследователей. Несчастье М. и Н. вызвано тем, что М. пренебрег человеч. дорогой и попал в Слепую Елань, а Н., собир. клюкву дала волю такому чув-ву, как жадность и забыла о брате, но добрые чел. кач-ва были прочно заложены в детей. П. приводит своих героев к мысли, что большая чел. правда есть правда борьбы чела за любовь.

Лир. герой в его произв. всегда умнее и наблюд. чит-ля. Он делится с чит-м своими наблюд., опытом. П. – выдающ. знаток яз. и охотник слова.