Поэзия для детей Маяковского

Маяковский адресовал детям более 20 произведений: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что ни страница, то слон и львица» - «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Кем быть?», «Майская песня»»

Значительная часть творч. М. – постоянно устремлять в будущее. В этом смысле детская поэзия стала продолжением взрослой. К творч. д/детей М. возвратился вскоре после революции и рассматривал его как составную часть программы строительства социализма и формирования соц. программы.

1918 – М. намеревался выпустить кн. «Д/Детков» из 3-х стих-й. 1 из них – «Тучки-летучки» - стих-игра (неологичны, неожиданные метафоры). Позже М. в стих. «Сказка о Пете…» исполняет открытую революционную направленность. Сюжет построен на противопоставлении Симы Пете. Вокруг каждого из персонажей свой мир: мир С. – светлый, добрый; П. и его родные - темный, злой (даже фамилия – Буржуйчиковы). При создании образов Буржуйчиковых М. использует сатирич. гротеск. В образе Симы и его отца подчерк. любовь к труду. Кажд. глава им. свою полит. окрашен. концовку.

Стремление М. создавать новую поэзию для детей натыкалась на непонимание, а порой и враждебность критиков НарКомПроса. Если судить объективно, то эта сказка им. свои недостатки (м. внушить ребенку мысль, что все толстые – плохие, а худые – хор., что не педагогично; неправдоподобна сцена из реал. жизни, к/д Петя умер от обжорства). Но вместе с тем, произв. им. сказоч. элем-ты, много сложных рифм, язык сочетает публиц. и уличн. лексику, полит. слова легко запомин. детьми. М. стремится создать такую ДЛ, чтобы она разъясняла им азы социализма, помогала понимать соврем. жизнь.

1925 – «Что такое хорошо и что такое плохо» . В стих. раскрылись 2 жизненных критерия, дающих ребенку ориентиры в мире, в кот. он живет. Композиционно построено как цепь миниатюр, форма – дидакт. наставление. М. нашел новые приемы д/создания беседы-поучения.

1)

2) отец не т/к дает оценку явл-й, но и эмоц. реагирует на все;

3) единство т-та и илл-й – эта беседа-поучение приобретает нов. кач-ва.

Речь внятная и понятная ребенку.

1925 – «Гуляем». Стих. учит различать «хор.» и «плохо» в окр. мире. Т/ж использ. прием совмещения т-та и рис.

- «Что не страница, то слон и львица». Можно назвать этот жанр, как стих. Подпись к рис. Эти стихи полны тонкого юмора.

- «Эта книжечка моя про меня и про маяк» - детск. воспомин. М.

1928 – «Кем быть?». Снова использ. форма серии миниатюр, связ с 1 темой – выбор профессии. Написано от имени ребенка. М. не просто рассказывает о проф., но создает образ каждой. Использ. резкие смены ритма, необыч. рифмы. М. понимал, что малыши и школьники требуют разных книг.

Поэзия М. давала и дает пищу воображ. юных читат. разн. возрастов.

 

С. Я. Маршак (1887-1964)

Его творч. многогранно, как и его личность. Он и поэт-лирик, и переводчик, и сатирик, и теоретик, и критик, и исследователь проблем чтения ребенка, и практич. педагог, и эстетик, и лит. ред-р. Поэт. талант его развился рано. Его познакомили с Горьким, и в его семье М. прожил 2 г.

Биография.

1922 – переезжает в Ленингр.Вместе с ученым-фольклористом О. Катицей руководит студией молодых писат. Созд. альманах «Новый Робинзон».

1924 – доклад «О большой лит. д/маленьких» на 1-м всесоюзном съезде.

В 20-е гг. выходят многие сказки М., новаторские по пафосу и форме. Предст. собой преломление народ. мотивов, эстетики, нравств. Сказки наполнены философ. мудростью, радостью бытия, добротой и одноврем. - ироническим разоблач. плохого.

1-й этап вхождения М. в ДЛ - драматургия (пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка»). 1-е пьесы родились из фолькл. и напоминали игры. Сюжеты просты, но разработ. с изяществом и юмором. Реплики и монологи немногословны, но выразительны. Особенности:

-повторяемость эпизодов

- непрерывность хода действ.

- необычн. фабулы

Далее -> сложные произв.: «12 месяцев», «Умные вещи», «Горя бояться – счастья не видать».

За основу пьесы «Терем-теремок» (1940) взяты известн. народная сказка. М. ввел в нее драматург. конфликт добра и зла, придал образам выпуклость, некот. героев добавил, некот. – убрал. Написана стихами с чередованием прозаич. репликами.

«Кошкин дом» - своего рода дет. бытовая драма. Родилась из 4-строчной считалочки. Театрал. сценку М. сделал более развернутой, объяснил предыд. события, дал развязку конфликта. В послед. редакции ввел многозвучный хор в начале и в конце.

«12 мес.» (1943) – напис. по мотивам нар. сказок о падчерице и злой мачехе. По жанр. особ. – это лирич. комедия со сказоч. фантаст. мотивами. Сатир. мотивы связ. с образами королевы, мачехи, дочки. В центре – сатир. конфликт м/у ними (далекими от природы) и силами прир., воплощ. в 12 мес. 2 конфл. – соц-й (м\у мачехой и падчерицей).

- «Детки в клетке»; «Сказки об умном и глупом мышонке»; «Багаж»; «Пожар», «Почта».

Сюжеты и темы стих-й М. даже д/3-х и 4-летних детей всегда остры и современны. Особ-ть дет. поэзии М. – постоянное безостанов. движение. В них вокруг детей едут, бегут, ходят люди, вещи. В ходе этого движ. обяз. что-то совершается (стих. «Вот какой рассеянный с ул. Бассейной»).

В стих. М. динамична кажд. строка, ритм упругий, отчетливо кажд. слово. Больш. внимание уделял М композиции стих.: у него стих., не теряя своей целостности, разбив. на ряд маленьких.

М. писал целые рассказы, повести, в стихах, баллады. Их отличает зримость деталей , достоверн. образов и точное указ. на корд. действ. Кажд. поворот сюжета сопровожд. изменением стихотворного ритма. Обогащает повествование стиховая инструментовка (музыкаль-ть).

Воспит. чувство юмора «Багаж», «Сказка о гл. мыш.», «Вот какой рассеянный…». Смех в стихах разн.: добрый, иронич., веселый и грустн., ободряющий или разоблачит. Но смех у него не самоцель, а способ развития творч. мышления у реб-ка.

В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцвет. книга», «Веселые путеш-я от А до Я» особым образом дана познават. информ.: она раствор. в лирич. окружении. Поэт оч. тщательно обраб. поэт. форму, избегал прил., следил, ч/б слова не сливались.

«Детки в клетке»: смысловой акцент перенесен с самих животн. на их восприятие лирич. героем. К юмору примеш. печаль, сочувств., иронич. сочувств. Особая заслуга М. – создание публикаций поэзии д/дет. (темы труда и гражд. воспит.). Ему принадл. и 1-й полит. памфлет д/дошк. – «Мистер Твистер». Благод. М. достоянием рускояз. ребенка стала заруб. поэзия и пр-я поэтов Сов. респ. 1952 – перев. Джани Родари.

М. т/ж был ред-ром ДЛ и наставником молодых литераторов. М. и др. ред-ры Детиздата пр. всего ценили хорош. вкус, умение отлич. настоящую ДЛ от псевдолит. Выражение М. «большая лит. д/маленьких» стало крылатым.

К. И. Чуковский (1882-1969)

Н. В. Корнейчуков вместе с Маяк. и Марш. стал основоположником сов. ДЛ. Он т/ж многогранная личность. Он был незаконорожд. сыном крестьянки и студента и был изгнан из гимназии, но, сдав экстерном экзам. на отл. за курс гимназии, он самостоят. овладел англ. языком и стал первым переводчиком американского поэта У. Уитмена (далее биография – в книге). Был ученый литературовед, критик, поэт, публицист, переводчик, теоретик худ. перевода.

1909 - 1-ая статья о детях «Спасите детей».

1911 – «Мат-лы о детских т-ах».

Одновременно Ч. начинает изучать развитие русск. яз. и параллельно развитие детск. речи и словотворчества детей. Начало творч. д/дет. — стих. сказки.

1917 – «Крокодил». В основе сказки лежит тема любви к животн. Но содержание выходит за рамки 1 темы. Это был резкий и откровен. вызов слащавым детским виршам. При создании дет. сказок Ч. помогало знание русск. класс. поэзии и устного нар. творч.

Стих. сказки Ч. м. назв. поэмами д/дет. Они понятны детям, и в то же время – это наст. стихи. Дети сразу приняли сказки Ч., охотно заучивали их, декламировали. Уже первым своим творч. опытом Ч. заявил о себе как о создателе оригинальн. поэзии д/дет., поэзии радостной, звонкой, веселой.

Статья в газ. «Речь» под назв. «О дет. языке» не нашла отклика у читат., но Ч. продолжил наблюд. за детьми. Серия очерков в «Красной газ» (Ленингр.) вылилась в кн. «Маленькие дети» (1928), а еще ч/з неск. лет – кн. «От 2-х до 5-и». Это фундаментальный труд о ребенке, о его психике, об усвоении им окр. мира, о его огромн. творч. возможностях. Ч. писал кн. более 60 лет. Он полагал, что им. в возрасте от 2-х до 5-и лет любой ребенок соверш. подвиг: всего за 3 года осваивает богатства русск. языка. Причем осваивает не как зубрила, а творчески.

1 из любимых дет. сказок «Путаница» целиком построена на перевертышах, любимых детьми. Перевертыш – это веселая игра и поэтому он полезен д/ разв. ребенка.

От изд. к изд. Ч. улучш. свою книгу., доп. ее новыми открытиями. Постепенно Ч. выясн., что пик поэт. одаренности приход. на 3 года — это самое благоприят. время д/воспит. детей. Огромн. материал, собран. Ч., позволил ему дополнить кн. новой главой, посвящ. дет поэтам («Заповеди дет. поэтам»), где обобщил свой опыт и опыт своих собратьев по перу. Всего 12 заповедей (1— стихи д. б. графичны, поэт д. мыслить рис.; 2— наибыстрейшая смена образов; 3— поэт-рисовальщик д. б. поэтом-певцом; 4—подвижность и переменчивость ритма; 5— повышенная музыкальность поэт. речи (пупс взбешен); 6—смежные рифмы; 7— слова с рифмами д. б. носителями смысла фразы; 8— кажд. стих - законченное синтакс. целое; 9— не загромождать стихи прилагательными; 10— преобладает хорей; 11—стихи – игра; 12— поэзия д\маленьких д. б. и д\взрослых поэзией; 13— приспособлять реб-ка к себе).

Незадолго до смерти в статье «Признания сказочника» Ч. сформулировал еще 1 заповедь: «Писатель д/малых детей непременно д. б. счастлив. Счастл. как и те, д/кот. он творит».

 

А. Барто (1906-1981)

Она талантл. уникальн. поэт со своим стилем. В ее сатир. стихах заметно влияние Маяк., у кот. она учил. искусству создания новых форм, смело использ. ассонансные составные, свободно меняла размер в строфе. Б. предпочит. прямо говорить с читателем на воспит. темы.

Ей принадл. задумка кн. на тему «Общ. поведение ребенка». Сатира у Б. всегда приглушается мягкой лирич. интонацией, поэтому назв. ее стихи чистой сатирой или публицистикой трудно.

1-е удачные стих-я Б. написала в сер. 20-х гг. «Китайчонок Ван-Ли», «Мишка-воришка», «Пионер», «Братишка», «1 Мая». Их тематика отражает новые интересы дет., поэтому они были оч. популяр. у дет. и их родителей. Чаще всего в произв. Б. лирич. героем выступ. конкр. ребенок и психол. портрет прорисован четко. Главное в изображении детей и общее у них – это их реализм, причем не внешн., а внутр. правда образа. И в то же время в ее поэт. дет. портретах живая индивидуальность обобщена до легко узнав. типов. Множество стихотв. назв. именами дет. Стихи Б. обычно им. форму лирической миниатюры. Им. такая форма принесла Б. славу классика дет. поэзии. Такую форму им. цикл «Игрушки», стих. «Фонарик», «Машенька», «Машенька растет». Сюжеты стих. завершены в пределах оч. небольш. кол-ва строчек (в пределах 4 строк), но в них есть завязка, развязка, конкр. факты, и морально-нравст. обобщения. Эти стихи выраж. естеств. нравст. чув-во, кот. формируется не по научению взрослых, а самим общением с любимыми игрушками.

Б. ввела в стихи нового лирич. героя – Малыша, погруженного в свой дух. мир.

Стилистически стихи воспроизводят особенности дет. синтаксиса и дет. речи. В кажд. строке простое предлож. Нет игры слов или использ. слов в переносн. знач. Такая речевая строгость соответствует характерной д/малышей правильности речи. Часто Б. использ. составные рифмы (лапу - на пол, плачет - мячик), но они легко запомин. и восприн. дет. Они с удов. заучив. и декламир. эти стихи.

Б. интересовала психология детей в важн. моменты жизни, н-р, к/д появл. младший брат или сестра (цикл «Младший брат»).

В предвоен. годы Б. создает образ сов. детей: счастья, здоровья и антифашизма. В кн. «Березка», «Дом переехал» развиваются мотивы мирного труда и отдыха. Стихи Б. д/млад. и ср. школьн. обнаруживают 2 тенденции: публицистика и сатира; лирика. Цикл стихов «Уральцы бьются здорово».

Произв. Б. воен. лет свойственно:

-лозунговость, -публицистичность

Послевоен. творч. Б. более лирично. В поэме о дет. доме «Звенигород» зазвуч. новая тема – тема защиты детей от бед взросл. мира. Б. полаг., что политика д. стать одной из важных тем дет. поэзии. Поэтому во мн. ее пр-х звуч. обращение дет. к Сталину.

50-60-е гг. – поэт. мир Б. усложнился. Сатира уступила место мягкому юмору. Одним из ведущих жанров станов. лирич. зарисовка.

Поэзия д/подростк. – новое поэт. пространство Б.

70-е гг. – сборники «Думай-думай», «Подростки - подростки». В этих стихах Б. отразила весь школьн. мир глазами дет.

Б. – переводчик дет. поэзии. Собирала стихи писат. разн. стран.

Сборник «Переводы с детск.» (1976) отразил богатство дух. жизни дет. разных стран и народов, общность их интересов. Илл. в этом сб-ке — рис. сов. детей.

1976 – кн. «Записки дет. поэта» - подвела итог своим размышлениям. Наряду с кн. Чук. «От 2-х до 5-и» она составл. фонд лит. о дет. книге, формулир. худ. заповеди д/дет. поэтов.

 

А. Н. Толстой (1883-1943)

В 1920 г. в эмиграции он написал автобиограф. дет. произведение-повесть «Детство Никиты», предназн. детям эмигрантов. Память о родине и детстве – ведущая тема повести. Повесть была д/ Толстого сп-бом мгновенно вернуться на родину. Она реалистична, но в ней много места остается фантазии. Постоянное предчувствие счастья – в этом состоит сказка детства. В этой повести Т. мастерски рис. пейзажи, портреты, натюрморты. Точность этих зарисовок была важна д/ Т., чтобы реализовать свой замысел, показать, как родина входит в сознание чел-ка. Это прошло незаметно ч/з 1000 подробностей. Т. показал, как формируется чувство родины как чув-во самого себя. Т. серьезно интерес. лит-рой д/дет. и хотел видеть в ней большую лит. Дет. кн., полагал Т., д. б. доброй, учить благородству и честности. Эти принципы лежат в основе его знаменитой сказки «Золотой ключик», кот. основ. на сказке К. Коллоди «Приключения Пиннокио…». Сказка Т. отл. от сказки Коллоди ироничным отношением ко всяким нравоучениям. Пиннокио в награду за то, что он стал послушным, автор превращ. в обычн. чела, а Буратино это ни к чему. Полож. и отриц. герои сказки обрисованы как яркие личности, их хар-ры четко выписаны, это куклы, но ведут они себя как люди. Добро и зло четко разделены. Непримиримый конфликт м/у героями разреш. легко и весело. Сюжет разв. стремительно. Легкая изящн. ирон. сказка стала любимой д/дет.

После 30 гг. Т. возвращ. к русск. сказкам. Выпустил 1 том в 1940 г. (51 ск-ка). Почти все ск-ки о животных («Колобок», «Репка», «Теремок», «Петушок, золотой гребешок»). Т. стремился к доступности ск-к дет., поэт. нар. стиль в них передается гл. образом в синтаксисе. Диалектичные и архаичн. слова заменял на соврем., сократил повторы, цветистость, усилил действие добавлением глаголов и убирал все то, что мешало этому действ.

А. П. Гайдар (1904-1943)

Аркадий Петрович Гайдар – новый д/дет. лит. тип писателя. Он выделился прежде всего своей героич. биографией. В 13 лет он активно помог. большев-м, в 14 – фронт, 17 – красный командир полка. Собирался стать воен., но из-за тяжел. контузии вынужд. был демобилизов. Почти сразу после этого стал дет. пис. Он бесед. с детьми на взросл. темы: о защите родины, о врагах, о подвигах и бесстрашии.

Ему был 21 г., когда вышел его 1-й рассказ «РВС». Этот рассказ посвящ. теме гражд. войны, и уже в нем проявился основной идейно-эстет. принцип писателя, его индивид. авторск. манера исследования жизни и хар-в. В центре внимания пис-ля – подростки, приним. участие в гражд. войне. В расск. воплот. новое д/дет. лит. видение событий гражд. войны: в единстве реалист. и романт. начал. Г. был убежден в неповторимости и необыкновенности времени, о кот. пишет. Романтизируется сама атмосфера революц-ти. Прекрасное знание дет. помогло Г. создать психол. достоверное пр-е. Сюжет расск. динамичен, драматически напряжен. Герой Г. отлич. больш. внутр. взрослостью и серьезностью. Это дети сознат. готовые заменить взросл. на трудовом и боевом посту.

Гл. интерес Г. сосредоточен на 2-х больш. темах: 1) Красная армия; 2) юное поколение.

Дети в его произв. растут будущ. отцами и д/них оч. важен пример отцов. Г. хорошо чувствов. своего героя, читателя. Его рассказы («Поход», «Маруся», «Совесть»), адресов. д/дошкольн., отл. простыми сюжетом и фабулой, дет. углом зрения. Герои всегда акт. действ. и размышл. Потребн. ощущать себя взрослым далеко не всегда соотв. действительной потребн. ребенка, но ее м. проявить в игре. Такие дети и стали героями повести «Тимур и его ком.» (1940). По всей стране создавались такие ком-ды. Возникло Тимур. движение. В этой игре участвовали дети воен. и послевоен. поры. Данная повесть – настоящ. образец лит. классики, способный оказать больш. воспит. воздействие на чит-ля.

Тема родины звучит в кажд. произв. Г., но звучит не напыщ., а естеств.

Расск. «Чук и Гек» - в нем есть все, чтобы увлечь ребенка, открыть ему мир, внушить высокие нравств. представл., и делается это естеств., ненавязчиво. Здесь есть и занимат. загадочность, и напряженность неизвестного, и светлый юмор, и авторские лирич. добрые интонации, и прозрачн. чистый добрый язык. Все события, все встречи, эпизоды даны в эмоц. восприятии Чука и Гека.

Расск. «Голубая чашка» уникален тем, что в нем впервые в лит-ре 20-го в. д/дет. применена лирич. интонация д/выраж. симпатии и антипатии не так, как м/у детьми, но и любви родителей. Сюжет не замысловат. 2 сюжетные линии: 1)путеш. отца и дочери Светланы; 2) тема взросл., о разладе семьи, об обиде, о ревности и о победе любви. Обе эти линии объединены в образ Светланы.

Г. подлинный мастер. Он так умело выстраивает сюжет, в нем не присут. ни 1 свободного мотива, ни одной ни о чем не говорящей детали. Финал – это всегда оптимистическое завершение повествования.

Ч/з все творчество писателя проходит тема формир. нового чела. Он решал проблему воспит., выявлял активное начало в душе ребенка и опираясь на заложенную в его душе доброту. Г. сумел решить важнейшую проблему создания положит. героя жизненно живого, современного.