Дискуссия о детской литературе

В 20-30-е гг. детских книг выходило очень много. Их выпускали и частные, и государственные издательства (крупнейшие — «Госиздат»). Нужно было оценить и классифицировать детскую литературу.

1921 — научное учреждение Институт детского чтения. В нем рассматривались важнейшие вопросы, определявшие развитие детской литературы:

1. традиции и новаторство;

2. роль сказки;

3. критерии оценки детской книги, ее язык, содержание, герои.

В дискуссии участвовали писатели ученые, педагоги, критики, издательские работники. Пристальное внимание уделяли и государственные деятели (Луначарский, Крупская).

1. Остро стоял вопрос отношения к классическому литературному наследию. Спорили о том, достаточно ли советская литература опирается на классику. Решали вопрос как определить в классических традициях то, что пойдет на пользу, от того что будет мешать в поиске новых форм и содержания. Одни стояли за современную детскую книгу, другие утверждали, что нельзя пренебрегать вечными нравственными принципами классической литературы.

Горький выступал в защиту классики. В статье «О новом и старом» он заметил «О прошлом, которое теперь уходит, чтобы не возвратиться, книжки расскажут лучше и умнее, чем отцы и матери». Писатель резко выступал против теории социологов-вульгаризаторов, по чьей вине из библиотек изымались произведения классической литературы.

2. 2-ая тема дискуссий — отношение к сказке. Возражения против нее сводились к следующему: сказка отвлекает от реальной жизни, отражает идеологию буржуазного мира, заключает в себе мистицизм и религиозность вступает в противоречие с реальным опытом ребенка и тормозит его развитие. Все это мешает установлению устойчивых связей с внешней средой. Против была Крупская. У нее резкое неприятие вызывали чудесная форма и содержание сказок, чуждых коммунистическому мировоззрению. Она предлагала создавать современные сказки, направленные на воспитание «горячих борцов». Не отвергала напрочь народную сказку, но пользу видела лишь в сказках, повествующих о понятных ребенку вещах, а не мистические. По ее мнению, дети должны развиваться под влиянием литературы «реалистичной до крайности».

Луначарский не разделял таких взглядов. Он считал, что препятствовать тяготению ребенка к волшебству — значить калечить его, мешать нормальному развитию личности.

Горький считал, что сказка благотворительно воздействует на душевное и умственное состояние детей.

На стороне сказки был и Маршак. В своих выступлениях он возмущался крайней позицией, по мнению которой, вообще нельзя печатать для детей народные сказки.

Маршак, Чуковский использовали в своем творчестве фольклорные традиции.

3. Острая дискуссия — в отношении критериев, по которым должна оцениваться детская литература. Напр., Крупская высказала мысль, что «книга должна расширять представление ребенка о социальных отношениях. В ней должны ярко отражаться характеры людей и события, в которых они участвуют».

Другие видели достоинства детской книги в оригинальности сюжета, безупречной форме, совершенстве языка. Педагоги предлагали в основу закладывать образовательно-воспитательное значение детского произведения. Высказывались мнения, что при оценке детской книги нужно в первую очередь обращать внимание, отвечает ли книга интересам детей.

Затрагивались и другие проблемы:

— выдвигалась задача создать детский приключенческий роман;

— высказывались упреки писателям в том, что детские художественные произведения малопознавательны;

— активно обсуждались вопросы художественного мастерства детских писателей;

— 1937 г. — дискуссия о юморе в детской литературе.

 

Поэзия. Совершенно разные по творческой манере писатели видели общую цель — найти творческую формулу искусства ХХ в.

Б. Пастернак утверждал, что младенчество — колыбель поэзии, что ребенок наделен музыкально-поэтическим даром. Детям можно и нужно предлагать широкий спектр стихотворений, учитывая равенство детской и взрослой гениальности.

Сильное влияние оказали футуристы (Маяковский, Хлебников) и поэты-заумники (Н. Заболоцкий). Заумники призывали воздействовать не смыслом слов, а их значением. Эти идеи оказались близким традициям народной поэзии.

В речевых импровизациях Хлебникова дети от 2 до 5 могли услышать больше, чем взрослые. «Птичка в клетке», «Там, где жили свиристели», «Мудрость в силке», «Кузнечик», «Заклятие смехом» — его стихи для детей.

Для детей издавались книги О. Мандельштама, Б. Пастернака, Н. Осеева, С. Кирсанова.

Специально для детей писали К. Чуковский, Маяковский, Маршак, Барто, Черный, обэриуты.