Предметная область изд-й д\детей.
Понятия «ДЛ», «Лит-ра д\детей», «Круг детского чтения», «Книгоизд-е».
При подгот. изданий д/детей исп. не только дет., но и взросл. лит-ра. Поэт. в книгоизд. деле исп. несколько понятий, характериз. область изд-я лит-ры д/детей. Понятие ДЛ имеет 2 знач. В более шир. смысле — лит-ра, кот. созд-ся спец. д/дет. читат. аудитории. Писатель учитывает специфику дет. восприятия, стараясь, чтобы его пр-я хорошо поним. чит-ли опред. возраста. Писатель д. понимать и знать ребенка, обладать талантом создавать жив., незабыв. картины окруж. действит-ти. Существ. особые приемы повеств. д/детей. Одно из них — особая позиция автора, когда он взирает на окруж. мир как бы из дет-ва. Писатель не описыв. своего героя со стор., а перевопл. в него. Взгляд на мир из дет-ва сообщает сод-ю этих пр-й:
— достоверность того, что описыв-ся,
— понятность его д/чит-ля.
Редактору, заним. подготовкой изд-й д/детей, необх. создавать актив дет. писателей.
Лит-ра д\детей — и детская лит-ра, и взрослая, представляющая интерес д\детей и понятная им. Многие пис-ли, пр-я кот. охотно чит-т дети, спец-но д\детей не писали. чтение детей охват-т не т. спец-но напис-е пр-я.
Круг детского чтения — совокупность пр-й печати, отраж-х осн. интересы и потребности в чтении опред. читат. группы. Круг чтения соц. и истор. обусловлен, а его выявление — 1 из осн. задач соц. исслед-й. Круг детского чтения вкл. к-и, кот. д. б. прочитаны в детстве и кот. опред-т чтение реб-ка конкретного возраста. По мере роста реб-ка расшир-ся границы чтения. состав входящих в круг чтения к-г меняется от интереса детей и от репертуара выпускаемых изд-й. Формир-е круга детского чтения связан с воспит. задачами. та лит-ра, кот. спец-но предназначена д\детей, во многом опред-т нравств. облик, хар-р, поведение детей, явл. источником культ. традиций. Размышляя о составе детского чтения, Белинский прежде всего указывал на связь ДЛ с жизнью. ДЛ формир-т и опред-т круг чтения каждого реб-ка, изменяя и структурируя его. Учитывая, что детские к-и наиб. эфф-но воздействуют на того чит-ля, д\кот. они предназначены, необх. заботится о том, ч\б в круг детского чтения входили именно те к-и, кот. предназначены им. д\эт. возраста. Круг детского чтения опред-т степень и хар-р влияния на чит-ля, содержание пр-я.
Объектом изд-я д\детей явл. пр-я д\детей. Предметные области «пр-я д\детей» и «изд-я д\детей» д. совпадать, но предметная область «изд-я…» шире, чем «пр-я …», т. к. не огранич-ся т. рамками пр-я, а вкл. и аппарат изд-я и илл-и, и оформление. Отсюда следует: Предметом изд-я д\детей явл. окруж. дейст-ть, отраженная во всех элементах с целью раскрыть и объяснить чит-лю в тех\иных направлениях, причем представить ее в форме, удобной д\восприятия реб-м.
составной частью предм. области явл. содержание изд-я. Оно отражает знания о природе, общ-ве, чел-ке, искусстве, науке, технике и о др. областях чел. деят-ти. Но предм. область охват-т не т. собственно отраженные изд-я. Сюда входит и отношение автора к дейст-ти, его оценка событий и явл-й. Это выраж-ся в разл. аспектах содержания и направления.
В эт. отличие предмета изд-я д\детей от предмета взрослого изд-я. Тут автор не т. вступает в диалог с чит-м, но и опред. образом ориентир-т в сложных ???, влияет на него. Т. е. предмет изд-я д\детей отражает представления общ-ва о с-ме знаний, необх-х в процессе становления чел-ка, а т\ж представления о стр-ре интересов детей в опред. возрастной период, о нравств. и эстетич. оценках явл-й дейст-ти.
Предмет изд-я опред-т специфику круга чтения в кажд. период формир-я личности и обуславливает отбор пр-й.