Программа курса

Курбанбаева И.М.

К 93

ББК 74.58 я 73

УДК 378 (075.8)

По дисциплине

Курс лекций

И.М.Курбанбаева

 

 

«теория и методика самоорганизации студентов»

для студентов

специальностей 080507.65 «Менеджмент организации»,

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

021700 «Филология»,

направления 031100 «Лингвистика»

 

Альметьевск 2010


 

 

Рецензенты:

Л.А.Максутова, к.п.н., ст.преподаватель кафедры психологии и педагогики Альметьевского государственного института муниципальной службы

В.Д.Кобяков, кандидат психологических наук, ведущий психолог СМП «Нефтегаз»

 

 

К 93….. Курс лекций по дисциплине «Теория и методика самоорганизации студента» /И.М.Курбанбаева.– Альметьевск: ИИЦ АГИМС, 2010. – 99с.

 

 

В учебном пособии изложены основные вопросы курса «Теория и методика самоорганизации студента», ракрывающие специфику обучения в вузе, особенности учебно-исследовательской и научно – исследовательской работы студентов, технику публичного выступления и скоростного конспектирования.

Предлагаемое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Филология», направлению «Лингвистика», а также может быть использовано преподавателями и студентами других специальностей.

© И.М.Курбанбаева, 2010

© ИИЦ АГИМС, 2010


Тема 1. Вуз и специфика обучения.

Государственный образовательный стандарт. Многоуровневая (многоступенчатая) система высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура.

Типы высших учебных заведений: государственные, муниципальные, негосударственные. Виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Структуры вуза: ректорат - руководящий орган вуза (руководитель вуза – ректор, заместители – проректоры); факультеты, организующие образовательную и научную деятельность студентов (работой факультета руководит декан, который возглавляет службу деканата); кафедра - основное учебное и методическое подразделение вуза (возглавляет кафедру заведующий). Кафедры объединяют преподавателей, работающих на факультете: ассистентов (начинающие преподаватели), старших преподавателей, доцентов.

Основные формы обучения: лекция и семинар. Условия успешного конспектирования. Особенности семинара. Виды и формы контроля.

Главная задача студента - научиться учиться самостоятельно. Виды самостоятельной учебной работы (СРС) студента.

Тема 2. Учебно-исследовательская (УИРС) и научно – исследовательская работа студентов (НИРС).

Виды УИРС и НИРС. Оформление учебных научных работ. Доклад. Построение доклада. Студенческие конференции, их статус и уровни. Тезисы доклада как разновидность научной публикации. Реферат. Цель реферата, этапы работы над ним. Структура реферата. Требования к оформлению реферата. Критерии оценки реферата. Курсовая работа. Структура курсовой работы. Дипломная (выпускная, квалификационная) работа.

Тема 3. Техника публичного выступления.

Анализ аудитории. Техническая подготовка выступления. Основной тезис выступления. Требования к тезису. Сигналы внимания. Стратегия построения выступления. Технология работы над публичным выступлением: докоммуникативная фаза (подготовка), коммуникативная фаза (собственно выступление), посткоммуникативная фаза (анализ). Ориентировочные основы «Публичное выступление». Критерии для оценки публичного выступления. Недостатки в композиции публичного выступления.

Тема 4. Пользование библиотекой и читальным залом вуза.

Роль вузовской библиотеки в процессе профессионального самообразования. Структура библиотеки. Организация библиотечных фондов. Комплектование библиотеки. Книга – основа библиотечных фондов. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Библиотечные картотеки. Электронные библиотеки. Поиск информации по определенным темам и предметным рубрикам по АИБС «МАРК». Использование фонда электронных учебников и учебных пособий.

Тема 5. Скоростное конспектирование.

Система скоростной конспективной записи, позволяющая повысить скорость записи и получить конспект, удобный для чтения и способствующий запоминанию материала. Запись слов, словосочетаний, терминов. Конспектирование фраз. Использование цвета.

 

Тема 6. Картирование идей (ментальные карты).

Метод картирования мышления (Mind Mapping). Интеллект-карты (Mind Maps), или ментальные карты, позволяющие графически отображать информацию для того, чтобы генерировать идеи, готовить доклады, составлять планы. Ментальная карта как инструмент визуального представления и записи информации. Роль ментальных картпри подготовке к экзаменам.