Программа курса
Курбанбаева И.М.
К 93
ББК 74.58 я 73
УДК 378 (075.8)
По дисциплине
Курс лекций
И.М.Курбанбаева
«теория и методика самоорганизации студентов»
для студентов
специальностей 080507.65 «Менеджмент организации»,
080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
021700 «Филология»,
направления 031100 «Лингвистика»
Альметьевск 2010
Рецензенты:
Л.А.Максутова, к.п.н., ст.преподаватель кафедры психологии и педагогики Альметьевского государственного института муниципальной службы
В.Д.Кобяков, кандидат психологических наук, ведущий психолог СМП «Нефтегаз»
К 93….. Курс лекций по дисциплине «Теория и методика самоорганизации студента» /И.М.Курбанбаева.– Альметьевск: ИИЦ АГИМС, 2010. – 99с.
В учебном пособии изложены основные вопросы курса «Теория и методика самоорганизации студента», ракрывающие специфику обучения в вузе, особенности учебно-исследовательской и научно – исследовательской работы студентов, технику публичного выступления и скоростного конспектирования.
Предлагаемое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Филология», направлению «Лингвистика», а также может быть использовано преподавателями и студентами других специальностей.
© И.М.Курбанбаева, 2010
© ИИЦ АГИМС, 2010
Тема 1. Вуз и специфика обучения.
Государственный образовательный стандарт. Многоуровневая (многоступенчатая) система высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура.
Типы высших учебных заведений: государственные, муниципальные, негосударственные. Виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Структуры вуза: ректорат - руководящий орган вуза (руководитель вуза – ректор, заместители – проректоры); факультеты, организующие образовательную и научную деятельность студентов (работой факультета руководит декан, который возглавляет службу деканата); кафедра - основное учебное и методическое подразделение вуза (возглавляет кафедру заведующий). Кафедры объединяют преподавателей, работающих на факультете: ассистентов (начинающие преподаватели), старших преподавателей, доцентов.
Основные формы обучения: лекция и семинар. Условия успешного конспектирования. Особенности семинара. Виды и формы контроля.
Главная задача студента - научиться учиться самостоятельно. Виды самостоятельной учебной работы (СРС) студента.
Тема 2. Учебно-исследовательская (УИРС) и научно – исследовательская работа студентов (НИРС).
Виды УИРС и НИРС. Оформление учебных научных работ. Доклад. Построение доклада. Студенческие конференции, их статус и уровни. Тезисы доклада как разновидность научной публикации. Реферат. Цель реферата, этапы работы над ним. Структура реферата. Требования к оформлению реферата. Критерии оценки реферата. Курсовая работа. Структура курсовой работы. Дипломная (выпускная, квалификационная) работа.
Тема 3. Техника публичного выступления.
Анализ аудитории. Техническая подготовка выступления. Основной тезис выступления. Требования к тезису. Сигналы внимания. Стратегия построения выступления. Технология работы над публичным выступлением: докоммуникативная фаза (подготовка), коммуникативная фаза (собственно выступление), посткоммуникативная фаза (анализ). Ориентировочные основы «Публичное выступление». Критерии для оценки публичного выступления. Недостатки в композиции публичного выступления.
Тема 4. Пользование библиотекой и читальным залом вуза.
Роль вузовской библиотеки в процессе профессионального самообразования. Структура библиотеки. Организация библиотечных фондов. Комплектование библиотеки. Книга – основа библиотечных фондов. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Библиотечные картотеки. Электронные библиотеки. Поиск информации по определенным темам и предметным рубрикам по АИБС «МАРК». Использование фонда электронных учебников и учебных пособий.
Тема 5. Скоростное конспектирование.
Система скоростной конспективной записи, позволяющая повысить скорость записи и получить конспект, удобный для чтения и способствующий запоминанию материала. Запись слов, словосочетаний, терминов. Конспектирование фраз. Использование цвета.
Тема 6. Картирование идей (ментальные карты).
Метод картирования мышления (Mind Mapping). Интеллект-карты (Mind Maps), или ментальные карты, позволяющие графически отображать информацию для того, чтобы генерировать идеи, готовить доклады, составлять планы. Ментальная карта как инструмент визуального представления и записи информации. Роль ментальных картпри подготовке к экзаменам.