ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО

ЛЕКЦИЯ 6

(1886–1936)

План:

1. Краткое вступление.

2. Биография писателя.

3. Горький – первый официальный советский писатель.

4. Художественный мир М. Горького.

5. Горький – поэт.

6.Анализ произведения:

а) «На дне»

7.Мир горьковского произведения – особый мир.

8.М. Горький – буревестник революции!

 

М.А. Горький(1886–1936) – фигура в русской литературе яркая и видная.

Судьба многих русских писателей простого звания, писателей–разночинцев, была трагична. Едва достигнув полной зрелости, они умирали в своих трущобных жилищах или на койках больницы для бедняков. Судьба Горького была еще труднее. Она словно соединяла в себе все испытания, выпадавшие на долю этих писателей. Его истязали, уничтожали публично. Он работал на Волге. Правда впервые в тюрьму он попал, будучи уже взрослым человеком, но еще, когда ему было 17 лет, Горький превратился в «арестантика» булочника Семенова, а это было, может быть, похуже тюрьмы. В возрасте четырех лет, Горький болел холерой, в восемь лет – оспой. Его избивали дома и в людях так, что однажды пришлось везти его в больницу. Работая на барже, он упал в трюм и тяжело разбился.

Смертельные болезни, озверелые люди и несчастные случаи заполнили биографию молодого Горького.

Он рано ощутил всю тяжесть своей жизни и ужас существования тех, кто его окружал. В 1886 году он приезжает в Казань и устраивается на работу в крендельное заведение и булочную А.С. Деренкова, которая именовалась в жандармских донесениях «местом подозрительных сборищ учащейся молодежи. Казанский период для Горького – время активного самообразования и знакомства с марксистскими идеями. В это время он посещает марксистские кружки, изучает труды Плеханова. В 1888г. он предпринимает первое длительное путешествие по Руси, а в 1891 г. покидает Нижний Новгород.

В 1905 г. Горький познакомился с Лениным. Это знакомство переросло в дружбу, исполненную подчас драматическими конфликтами, особенно обострившимися в 1918–1921 годах, когда Горький, по настоянию Ленина, вынужден был уехать за границу – во вторую свою эмиграцию. Первая же состоялась в 1906г., когда во избежание репрессий за поддержку революции 1905 года писатель эмигрирует сначала в США, а затем на Капри в Италию. В это период Горький сближается с А.А. Богдановым, видным революционером, философом, теоретиком искусства. В 1906 г. они и А.В. Луначарский организуют партийную школу на Капри, где Горький читает лекции по истории русской литературы. Основная задача этой школы состояла в совмещении русского богостроительства с революционными идеями, что отразилось в повести Горького – Исповедь(1908).

Каприйский период очень плодотворен для Горького в творческом плане. В это время он создает пьесу «Последние», первую редакцию «Вассы Железновой», повести «Лето», «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина», который он считал национально значимым произведением. В образе главного героя отразились негативные черты национального характера: неспособность человека распорядиться своей жизнью, пассивность в отношении к действительности, которая, которая оборачивается трагедией несостоятельной, бессмысленно прожитой жизни. Эта тема станет ведущей для Горького в 20–30–е годы. В 1913 г. после амнистии писатель возвращается в Петербург, где живет до своей второй эмиграции.

Революцию 1917 года, Горький принял неоднозначно. Искренне веря в ее необходимость, он опасался искажения ее идеалов в крестьянской стране, полагая, что крестьянство, неспособная к движению и развитию масса, по сути своей не может быть революционным. Пораженный сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о разрушении жизни, культуры, государства. В середине 1918 г. «Новая жизнь» была закрыта большевиками и отношения Горького с новой властью обострились еще более.

И в конце концов, ему пришлось снова эмигрировать в Италию. Но как не парадоксально, ни первая, ни вторая эмиграции не отразились в художественном творчестве писателя. Писал он только о русской дореволюционной действительности, не упоминав ни о зарубежье, ни о жизни после революции в Советской России.

Вернувшись в Россию в 1931 г. он стал первым советским – официальным писателем, у него завязались личные отношения со

Сталиным, который проводил свои знаменитые ночные встречи с писателем. На одной из таких встреч возник и наполнился конкретным социально–политическим содержанием термин «социалистический реализм».

В январе 1930 г. М. Горький так писал Сталину об одном из самых страшных его преступлений – о коллективизации: «Это – переворот почти геологический, существовавший тысячелетия, строй, который создал человека крайне уродливо своеобразного и способного ужаснуть своим живым консерватизмом, своим инстинктом собственника» «2»

В Горьком всегда жили как бы два человека: художник и публицист. И если публицист призыва своих младших братьев по перу писать о сталинских лагерях и о труде зэков на строительстве Беломорканала и канала «Москва – Волга» как о великом достижении новой власти, не замечая трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной деятельности XX в., лишающей человека естественных для него степеней личной, социальной, творческой свободы.

 

Художественный мир Писателя

 

Как я уже замечал, Горький – один из самых противоречивых писателей. Эта противоречивость его человеческой личности проявлялась в его творчестве. То, что было неприемлемо для Горького как для частного человека, находило отражение в творчестве Горького как писателя. Если как человек он мог ошибаться, то как писатель, пожалуй, никогда. Его герои, благодаря реализму его творчества, оказываются как бы наделенными собственной волей, как будто это были живые герои, они могли вести спор с автором – и побеждать в этом споре.

Яркий пример тому «Песня о Соколе». С самого начала видно, что Горький выражает симпатии Соколу, жаждущему свободы, света. Уж – воплощение обывательщины, бескрылости, которая была противна романтику. Но ведь именно Уж говорит мудрые слова, недоступные Соколу: «Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. <...> Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни?».

В этом стихе авторская позиция определена, а униженный им персонаж способен на такое верное изречение, с которым бесполезно было бы и спорить. В этом то противоречии и заключалось величие творца, громадность художественного дара давала возможность входить в спор со своим создателем, что несомненно возвышало Горького над всеми писателями–творцами.

В ранних своих произведениях Горький предстает перед читателем как романтик. Это был русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19–20 столетий (т. н. «серебряного века») и советской литературы. Отец его – Максим Савватиевич Пешков (1840–71) – сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр–краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры.

Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное – заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905–07.

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917–18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).

Горького мы мыслим как прозаика, и формула «Горький – поэт» многим казалась сомнительной, парадоксальной, неоправдываемой.

Однако ее легко оправдать, так как мы теперь располагаем ярким фактами, и тему эту необходимо разработать, так как через то углубляется и наше понимание Горького – прозаика.

В детстве и отрочестве, в скудной культурою среде ремесленного мещанства, трудно было юному Горькому пробиться к чтению книжной поэзии. Но его окружала иная стихия, мощная стихия народной устной поэзии. Проводником этой поэзии явилась для Горького бабушка Акулина Ивановна Каширина, которая увековечила Горьким в его автобиографический повестях и которой русская литература обязана горячей благодарностью. Об этой наставнице в поэзии Горький кратко, но ярко сказал: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах ее стихов». «4»

В этой восприимчивости уже сказалась высокая поэтическая одаренность мальчика, а его творческая энергия выразилась в том, что, знакомясь в школе, по хрестоматиям, с книжной поэзией, он стремился тотчас же переработать ее в своем зарождающемся художественном сознании. В «Детстве» Горький с юмором рассказывает, как мать заставляла учить его стихи по «Родному слову» Ушинского и как мальчик невольно перевирал все заученные стихи, если читал их вслух. Следуя такому высокому наставничеству и сам годами и десятилетиями работая над своими стихами, Горький – поэт достигал ценных, порой – блестящих результатов. Из всего объема стихотворного наследия Горького нам теперь нелегко выделить лучшее, поэтическую элиту.

Многие стихи хотя и были напечатаны давно, но так и остались неизвестными. Только три исключения – правда, блестящих – надо сделать из этой схемы. Это две песни: о Соколе и о Буревестнике, своевременное появление коих в печати становилось событием дня, и поэма «Девушка и Смерть», высоко поднятая оценкой И. В. Сталина.

В стихи свои Горький вместил такое богатство и свежесть идей, образов, эмоций, что это придало его поэзии особую красоту – красоту одушевления и особую силу – силу убедительности и заразительности. В печати новый взгляд Горький сформулировал так: «Не следует ли поискать возможности объединения реализма и романтизма в нечто третье, способное более яркими красками, говорить о ней более высоким и достойном ее тоном» («О литературе и о прочем», 1931 стр.176). Горький, конечно, мыслил возможным сочетанием романтизма и реализма, как в прозаических, так и в поэтических произведениях. Но в его собственном творчестве романтизм всего полнее отобразился в стихах, а реализм – в прозе. И стихи обильнее создавались в молодости, проза возобладала позднее. Горький четко различал два вида романтизма: пассивный и активный. В статье: «Еще о механических гражданах» Горький писал: «Пассивный романтизм, это – романтизм усталых мещан, он всегда является на сцену жизни после бурных общественных трагедий и на смену активному романтизму, который, обычно, предшествует революциям» (стр.176)А в другой статье («О том как я учился писать») он говорит еще определеннее: «В романтизме необходимо различать два резко различных направления: пассивный романтизм, – он пытается или примерит человека с действительностью, прикрашивая ее, или же отвлечь от действительности к бесплодному углублению в свой внутренний мир, к мыслям о «роковых загадках жизни», о любви, о смерти, – к загадкам, которые не разрешимы путем «умозрения», созерцания, а могут быть разрешены только наукой. Активный романтизм стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж действительности против всякого гнета ее».

Сам Горький явился в своей поэзии носителем романтизма активного, революционного. Это свое призвание великий писатель осознал давно и глубоко. В 1894 году в рассказе «Об одном поэте» поэт обращается к лирической музе с такими высокими требованиями: «люди забыли свое призвание быть великими: ты напомнишь о нем, ты разбудишь жажду подвига?» «Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Через год сам Горький создал замечательный поэтический документ, всецело ответивший такому требованию: «Песнь о Соколе».

Здесь выдвигается тема о поэтах – певцах Сокола, о «песне смелых и сильных духом». Несомненно, здесь скрыта глубокая дума Горького – поэта о своем собственном назначении как певца революционного подвига. Последние два стиха:

 

Безумству храбрых

Поем мы песню –

 

имеют и тот внутренний смысл, что сам автор берет на себя долг стать таким певцом. Смелый и сильный духом, Горький и «Песнью о Соколе» и всею своею дальнейшей творческой деятельности выполнил тот долг, который определил в энтузиастических стихах Песни.

Глубокое впечатление Песни о Соколе и о Буревестнике и на рабочих – поэтов. Пролетарская поэзия, начиная со второй половины 90–х годов, движется под знаком влияния Горького. Само собой разумеется, что влияет главным образом горьковская проза и горьковская драматургия. Но мощное возбуждение пролетарской поэтической мысли шло и от поэзии Горького.

В Тифлисе, в 1892 году, Горький напечатал свое первое прозаическое произведение «Макар Чудра», и отсюда начинается его путь как прозаика. Но в Тифлисе же он написал много стихов – может быть, больше, чем в другие периоды.

Начав поэтическое творчество с юных лет и не оставляя его до преклонного возраста, Горький, однако, не остался навсегда поэтом, только поэтом. Поэзия и проза даже не уравновесились в нем как равноправные силы. Сам себя Горький называл «правоверным прозаиком», и всем очевидно, что основной его подвиг в художественной литературе – его проза.

а огромная правда жизни, какую Горький жадно собирал и носил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом социалистическим.

Славным поэтом – романтиком – революционером стал и навсегда останется в русской литературе М. Горький.

Биография Горького – это не только биография писателя, но и выдающегося советского деятеля, руководителя литературной жизни ныне бывшего СССР, борца за культуру, революционера, стоящего в ряду тех лучших людей мира, которые своим творческим гением служат делу освобождения всего человечества.

В сознании передовой интеллигенции всего света имя Горького спелось с именем французского писателя Ромэна Роллана.

Пути этих двух великих писателей нашего времени к революции были различны, как несхожа была жизненная судьба пролетария и самоучки Горького и профессора по истории музыки Роллана. «Вы родились на ущербе зимы, на рубеже рождающейся весны, в пору приближения равноденствия. Это символизирует Вашу жизнь, которая была связана с гибелью старого мира и с возникновением среди бурь нового. Вы были подобны высокой арке, объденяющей два мира, прошлый и будущий, а так же Россию и Запад. Приветствую арку, она царит над дорогой. И те, которые придут вслед за нами, еще долго будут ее видеть».

В советские годы Горький писал романы и пьесы, рассказы и статьи, произносил речи, редактировал журналы и книги, беседовал со множеством простых советских людей, хлопотал о научных учреждениях, переписывался с друзьями Советского Союза и на Западе, и смысл этой огромной, неутомимой работы Горького был в конце концов один: создать мир.

Как беспощадный писатель–реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни – художественную энциклопедию – конца XIX – начала XX в. Среди своих героев–искателей Горький неизменно отдавал предпочтение растущему человеку. Однажды он писал об это так: «Моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, Бог – частица его сердца и разума».

Горький буквально с первых месяцев пролетарской революции поддерживал созидательные начинания молодого государства рабочих и крестьян.

Горький с огромным энтузиазмом, конечно искренне, поддерживает социалистическое строительство на одной шестой земного шара, в стране «Союза Советов». Дело народа он видит прекрасным и великим, необходимым и историческим. Из статьи в статью, горький писал о наших достижениях, организовав журнал такого названия, принципиально подчеркивая, что прежде всего нужно видеть факты успехов социализма: они имеют огромное социально–педагогическое значение. Современники свидетельствовали о несомненной драме, глубоко переживаемой Горьким.

В это же время Горький выступил и как драматург. Небывалый успех выпал на долю второй его пьесы – «На дне». Много позднее в статье «О том как я учился писать» Горький назвал это произведение итогом 12–ти летнего глубокого изучения людей, их жизни, нравов. Горький сочувственно изображал жертвы буржуазного порядка в русской и мировой литературе. Писатель–демократ бесстрашен в социальном анализе жизни, ее контрастов, непримиримых противоречий, и в тоже время он одушевлен смелыми выводами, революционными предчувствиями. В пьесе с огромной страстью выражено противопоставление гуманистической мечты о свободном и сильном человеке той ужасающей действительности, которая уродует и искажает его природу, обрекая слишком многих на нищенское существование на дне жизни. Произведение вызвало в сердцах людей ненависть к миру насилия и не несправедливости. Пьеса в целом отличается богатым жизненным и философским содержанием. В мыслях ее героев о жизни, о том, что есть правда, а что ложь, в чем доброта, зло, справедливость, для чего живут люди, в сложных и трагичных переплетениях судеб ночлежников – они подобны тонущим, готовы принять и соломинку за спасительную опору – раскрывается глубокая философская проблема пьесы, что вызвало с первых постановок ее, ожесточенные споры.

Что же сделало пьесу «На дне» одним из центральных произведений Горького? Горький не случайно сам называл эту пьесу итогом своего жизненного опыта. «На дне» – произведение в котором проявился талант писателя в высшей степени. Направленность этой удивительно пьесы–притчи не только не является чем то случайной для Горького, а, напротив, чрезвычайно характерна для него, связана с чем то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только «что делать?», но и «как делать?», как воплотить, осуществить мечту. Потому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и убедительно, но вместе с тем в сложной запутанной жизни прозвучали общефилософские вопросы: правда – бог свободного человека, ложь – религия рабов и хозяев.

Образ Горького ассоциируется у нас с символом революции, но многие идеи затронутые им в своих произведениях и сегодня звучат очень актуально. Одна из этих тем – это тема материнства. Она проходит через все творчество писателя.

«Я обращаюсь к женщинам, к матерям. Не только к двумстам семидесяти пяти тысячам женщин Америки, не только к миллионам европейских матерей, лишившихся своих сыновей в последнюю страшную войну, но и к тем матерям, которым грозит гибель детей завтра или через год».

«Вас, матерей, миллионы и сотни миллионов! Зачем не крикнете вы безумным вашим детям:

«Довольно резни! Не смейте убивать друг друга. Мы родили вас для жизни, для труда, для творчества, для того, чтобы в жизни обрели мы радость, чтобы сделали ее мудрой, правой и прекрасной...»

«Матери! Жены! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить законы. Жизнь исходит от вас, и все, как одна, должны вы подняться на защиту жизни против смерти...»

«Почему же в эти дни – дни вновь надвигающегося бедствия – не удерживаете вы сыновей ваших от проклятой бойни? Почему не поднимаете вы голоса в защиту жизни против тех, что жаждет разрушения и гибели?

«Почему?»

Эти гениальные слова, страстные призывы Горького прозвучали в 1923 году, но их актуальность и действительность в наши дни не вызывает сомнения.

В центре всего произведения – изображение Матери, все сюжетные положения, выражающие различные жизненные связи, группируются вокруг образа Ниловны , отражают единую систему осмысленного по новому мира.

Разрушительная сила капитала ярко выражена в повести не только в описании обобщенного образа жизни людей старшего поколения, но и показана в конкретных судьбах Павла Власова и Пелагеи Ниловны. Власов под влиянием жестких обстоятельств превратился в озлобленную жертву, Ниловна (в начале повести), казалось, лишилась живых чувствований. Главное чувство Ниловны в этот период жизни – страх.

В атмосфере подневольности Ниловна не могла проявить даже свои природные материнские чувства. Ссутулившаяся, печальная и покорная Ниловна – порождение и неотъемлемая часть мира, символом которого выступает фабрика–чудовище.

Процесс революционного преобразования связан в повести не только с изменениями, происшедшими в сознании Ниловны. Мы видим, как участие в революционной борьбе отражается на мировоззрении Павла, Находки, и других героях произведения.

Особую значимость для матери имеют нравственные принципы и начала носителей нового. Именно нравственная чистота революционеров, их ненависть ко злу, самоотверженность и бескорыстие определяли первоначальное тяготение к ним Ниловны, именно эти качества их сказали важное воздействие на ее сознание.

Прозорливость Горького–художника сказалась в том, что он сумел показать: у каждого героя свой путь к революции, к социалистическим идеалам. Одни приходят к ним через стихийное бунтарство, другие через романтические идеи, третьи – через ненависть и угнетения. Ниловна через материнские чувства, через постижение нравственных начал революционных идей будущего общества.

Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пилагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того как перестает быть маленьким человеком.

В финальной сцене – сцене ареста – заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими историческими закономерностями своей эпохи, обнаруживает способность своей волей объединять людей и вести их за собой. Революционная борьба маслится не как форма насилия и разрушения, а как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.

Мир горьковских произведений – это мир, постоянно изменяющийся – в нем необратимо осуществляются процессы «разрушения» и «созидания» личностей. Горький и здесь шел в ногу с освоим временем: как в его отечестве все «стронулось» с неподвижной точки навстречу будущему. Так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры.

Умер Горький 18 июня 1936 года – официально признанным классиком советской литературы. И пышные похороны 20 июня 1936 года на Красной площади как бы завершили всем видимый путь сначала буревестника революции, друга, а затем и оппонента Ленина, бывшего эмигранта, ставшего первым советским писателем, основоположником советской литературы. Таким он и оставался в литературоведении последующих десятилетий, а многие его мысли так и остались несвоевременными.