Факторы, осложняющие проведение экономической политики

Решение проблемы достижения внутреннего и внешнего равновесия с помощью мер макроэкономической политики осложняется рядом объективных и субъективных моментов.

Во-первых, совместные действия Центрального банка и Министерства финансов, направленные на достижение макроэкономического равновесия, затрудняются наличием временных лагов, продолжительность которых различна для кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и валютной политики.

Так, для бюджетно-налоговой политики характерны продолжительные внутренние лаги (период времени с момента экономического потрясения до момента принятия ответных мер экономической политики), в связи с тем, что меры фискальной политики подлежат обсуждению в парламенте, которое может быть длительным. В то же время экономические агенты достаточно быстро реагируют на уже принятые меры в отношении государственных расходов и налогов.

Для кредитно-денежной и валютной политики, напротив, характерны продолжительные внешние лаги (период времени между моментом принятия ответных мер экономической политики и моментом появления их результатов). Ответная реакция инвесторов на изменение ставки процента может быть не только замедленной, но и не всегда предсказуемой. Скорость изменений в поведении потребителей и производителей под влиянием номинального обесценения или удорожания валюты также может быть различной в зависимости от эластичности спроса на импорт. Такое "запаздывание" результатов мер экономической политики может привести к неустойчивым колебаниям и непредвиденным последствиям.

 

Во-вторых, успешный выбор приоритетов в макроэкономической политике зависит от правильного определения состояния экономика в конкретный момент, и соотношения внутреннего и внешнего равновесия. В случае неверного определения результаты политики могут оказаться прямо противоположными ожидаемым, и экономика не только не придет в равновесие, но и возможно отдалится от него.

Кроме этого, не всегда поддаются точной оценке такие поведенческие параметры как предельная склонность к сбережению, предельная склонность к импортированию, реакция потоков капитала на изменяющуюся ставку процента, от величины которых зависит соотношение внутреннего и внешнего равновесия.

 

В-третьих, достаточно сложно спрогнозировать и возможные изменения в спросе на деньги, в поведении инвесторов и потребителей, в спросе со стороны внешнего мира на товары и услуги, производимые данной страной.

 

В-четвертых, эффективность и целесообразность использования мер макроэкономической политики зависит от таких субъективных моментов, как степень доверия к правительству, ожиданий экономических агентов относительно будущих шагов правительства, от их оценки сложившейся экономической ситуации.

Так, если в стране поддерживается режим фиксированного валютного курса и осуществляется политика регулирования процентных ставок с целью восстановления равновесия платежного баланса, ЦБ должен иметь возможность осуществлять стерилизацию резервов, с помощью которой регулируется объем денежной массы. Однако в условиях низкой степени доверия к правительству возможности использовать стерилизацию могут быть поставлены под сомнение спекулятивными атаками на национальную валюту. Это приведет к истощению официальных валютных резервов и к отказу правительства следовать стратегии, направленной на поддержание фиксированного валютного курса.

Кроме этого, в сложившейся ситуации, политика высоких процентных ставок, направленная на привлечение иностранного капитала в экономику, может оказаться неэффективной. Если возросшие процентные ставки несут в себе высокий риск для инвесторов, чувствительность притока капитала на изменение ставки процента будет низкой, что осложнит проведение экономической политики.

Наконец, необходимо еще раз подчеркнуть, что в краткосрочном периоде

макроэкономическое равновесие достигается с помощью регулирования совокупного спроса. В долгосрочной перспективе экономика слабо реагирует на изменение уровня государственных расходов, налогов, объемов денежной массы, величины номинального валютного курса. В этом случае уровень совокупного выпуска в стране зависит от развития технологии, повышения уровня квалификации рабочей силы, роста конкурентоспособности на мировых рынках.