Лк. 1. Общая характеристика обучения математике детей с нарушениями речи
Задания для подготовки к Лб. пр.. 6.
Задания для подготовки к Лб. пр. 5.
Задания для подготовки к Лб. пр. 4.
Задания для подготовки к Лб. пр. 2.
1. Изучить текст документа «Базовый учебный план школ 5 типа». При посещении школы сравнить учебный план школы с базовым, при анализе отметить, насколько точно и полно реализованы положения базисного плана в учебном плане школы.
2. Посетить урок математики в школе 5 типа. В беседе с учителем выяснить цели и задачи урока. Запротоколировать урок. (Если посетить урок невозможно, то просмотреть видеоурок или разработать сценарий урока в школе 5 типа.
2. Провести методический анализ посещенного урока или методический анализ сценария урока, разработанный сокурсником (организует обмен сценариями для анализа преподаватель).
3. Разработать свой сценарий посещенного урока с учетом результатов вашего анализа урока.
Лб. пр. 3Методика формирования понятий числа, отношений между числами, арифметических действий. Методика формирования вычислительных навыков.
3.1. Представить смыслы чисел и действий с ними с помощью рисунков и описаний соответствующих предметных действий.
3.2. Разработать несколько заданий для формирования числовых представлений для детей с заданным нарушениям речи. Описать методику работы с каждым заданием.
3.3. Посетить урок математики в школе 5 типа. Запротоколировать работу по формированию числа.
Задания для подготовки к Лб.пр. 3.
1. Подготовиться к посещению урока математики по формированию числовых представлений: представить смыслы чисел и действий с ними с помощью рисунков и описаний соответствующих предметных действий.
2. Провести анализ с позиций принципов восстанавливающего обучения.
Пр. 4.Методика изучения величин
4.1. Для одной из величин представить несколько практических действий, раскрывающих смысл данной величины и каждого из способов сравнения объектов по данной величине.
4.2. Изучить примеры заданий для формирования представлений о величинах, представленных для каждой величины в пособии Царева С. Е. Величины в начальном обучении математике: Учеб. пособие. – Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2001 (2003) главу 1, с. 6 – 55.
4.3. Защита сценария урока, скорректированного с учетом работы с детьми с тяжелым нарушением речи.
1. Найти в названном пособии описание обобщающего урока математики. Внести в него коррективы с учетом работы с детьми с тяжелым нарушением речи. Подготовиться к защите скорректированного урока на занятии.
Лб. пр.5.Методика обучения решению текстовых задач.
5.1. Психологическое и формальное понятие задачи и решения задачи (по содержанию статьи: Царева, С. Е. Непростые простые задачи / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 49 – 57).
5.2. Решение задач разными методами и способами (описание методов решения и примеры в книге Царева С. Е. Величины в начальном обучении математике. Новосибирск 2005 (или 2001) .
5.3. Общее и частное умение решать задачи: структура, компоненты, проявление. Методика формирования (по материалам статей Царева, С. Е. Непростые простые задачи / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 49 – 57; Царева, С. Е. Обучение решению задач / С.Е. Царева // Начальная школа. – 1997. – № 11. – С. 93 – 98. С. Е. Различные способы решения задач и различные формы записи решения / С.Е. Царева // Начальная школа. – 1982. – № 2. – С. 39 – 41.
1. По книге Царева С. Е. Величины в начальном обучении математике. Новосибирск 2005 (или 2001), с. выписать краткие характеристики методов решения задач (в главе 8).
2. Решить задачи разными методами и способами.
1. В оздоровительном лагере собираются отдохнуть 364 ученика, причем мальчиков на 20 больше, чем девочек. Сколько комнат потребуется, чтобы разместить всех детей, если девочек размещают в комнаты по 4 человека, а мальчиков по 6 человек?
2. Одна бригада может заасфальтировать дорогу в 15 км за 30 дней, другая бригада – за 60 дней. За сколько дней заасфальтируют эту дорогу две бригады, работая вместе?
Лб. пр. 6.Методика изучения геометрического материала
6.1. Обосновать утверждение, имеющееся в высказывании: «Геометрические фигуры возникли как способ обозначения формы материальных, прежде всего твердых тел.»
6.2. Описать форму стола (книги, бутылки с минеральной водой, цветочного горшка) с помощью а) линейных фигур, б) планиметрических геометрических фигур, в) стереометрических геометрических фигур.
6.3. Назвать возможные трудности при изучении геометрического материала детей с тяжелыми нарушениями речи. Привести примеры применения принципов восстанавливающего обучения при изучении геометрического материала.
1. Выписать названия основных геометрических фигур (линейных, планиметрических, стереометрических), которые могут изучаться в начальной школе. Для каждой фигуры дать определение (описание), перечислить основные свойства. Привести примеры реальных материальных объектов, форму которых можно описать с помощью каждой фигуры.
3.5. Тематический план изучения учебной дисциплины (заочная форма обучения)
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Лекции | Семин.-практич. занятия | Самостоятельная работа | Всего | ||
лк. | Общая характеристика обучения математике детей с нарушениями речи | ||||
лк. | Методика формирования понятий числа и арифметических действий. Формирование вычислительных навыков в начальной школе V типа | ||||
лк. | Методика изучения величин Методика обучения решению текстовых задач Методика изучения геометрического материала | ||||
3.6. Лекционные занятия (заочная форма обучения): темы, планы, задания.
1.1. Предмет и задачи начального обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста.
1.3. Принципы восстановительного обучения математике учащихся с речевыми нарушениями
1.4. Содержание обучения математике учащихся с нарушениями речи.
1.5. Организация обучения математике учащихся с нарушениями речи.