Лб. пр. 2. Организация обучения математике в школе 5 типа. Уроки математики в школе 5 типа

Задания для подготовки к Лб. .пр. 1.

Задания для подготовки к Лк. 12.

Задания для подготовки к Лк. 11.

Задания для подготовки к Лк. 10.

Задания для подготовки к Лк. 9.

Задания для подготовки к Лк. 8.

Задания для подготовки к Лк. 7.

1. Прочитать по книге «Царева С. Е Математика и методика обучения математике: Авторская программа. Методические указания по ее реализации. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003», ту часть текста глав «3.1. Числа и их изучение в начальной школе» с. 79 – 88, которая относится к формированию вычислительных навыков.

2. Привести примеры применения алгоритмов а) табличного, б) внетабличного, в) письменного вычислений.

3. Привести пример задания, выполнение которого способствовало бы формированию навыков устных и (или) письменных вычислений у детей с нарушениями речи с использованием калькулятора как средства обучения.

Лк. 8.Методика изучения величин

8.1. Понятие величины в математике и физике, понятие величины в математическом развитии детей.

8.2. Виды величин (длина, площадь, объем, масса, вес, время, скорость, величина угла); способы сравнения объектов по величине (длине, площади, объему, массе, весу, времени, скорости, величине угла), способ непосредственного сравнения объектов как сущностная характеристика величины.

8.3. Программа педагогической деятельности учителя по формированию у учащихся понятия величины.

8.4. Речь и формирование представлений о величине у дошкольников и младших школьников.

1. Прочитать по книге Царева С. Е. Величины в начальном обучении математике: Учеб. пособие. – Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2001 (2003) главу 1, с. 6 – 55. Проверить себя с помощью вопросов для самоконтроля ( с. 52 – 55).

2. Для каждой величины знать способы сравнения объектов по данной величине, уметь показать процедуру сравнения в реальном или мысленном действии с предметами и явлениями – носителями соответствующей величины.

3. Для каждой величины выписать слова русского языка, с помощью которых в естественном языке обозначаются результаты сравнения объектов по длине – отношения больше, меньше, равно по длине, площади, объему, массе, времени, скорости, величине угла.

Лк. 9.Методика обучения решению текстовых задач: понятия задача, решение задачи, обучение решению задач

9.1. Проблема обучения решению задач и использования задач как средства обучения математике

9.2. Содержание понятий, характеризующих процесс решения задачи и процесс обучения решению задач, недопустимость подмены обучения решению задач решением задач.

9.3. Умение решать задачи, виды умения, педагогические подходы к обучению решению задач.

1. Прочитать статьи: Царева, С. Е. Непростые простые задачи / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 49 – 57; Царева, С. Е. Обучение решению задач / С.Е. Царева // Начальная школа. – 1997. – № 11. – С. 93 – 98. С. Е. Различные способы решения задач и различные формы записи решения / С.Е. Царева // Начальная школа. – 1982. – № 2. – С. 39 – 41. По каждой статье сформулировать (записать) вопросы, ответы на которые она дает, и дать ответы на них автора и свои вопросы, если вы не согласны с ответом автора или вам непонятен ответ.

Лк. 10. Методика обучения решению текстовых задач: методика формирования умения решать задачи и методика использования задач как средства обучения математике

10.1. Общее умение решать задачи: понятие, признаки сформированности, диагностика.

10.2. Методика формирования общего умения решать задачи у детей с нарушениями речи.

10.1. Умение решать задачи определенного вида (частное умение): понятие, признаки сформированности, диагностика.

10.2. Методика формирования умения решать задачи определенного вида (частное умение) у детей с нарушениями речи.

1. Прочитать статьи: Царева, С. Е. Обучение решению задач / С.Е. Царева // Начальная школа. – 1998. – № 1.– С. 102 – 107; Царева, С. Е. Непростые простые задачи / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 49 – 57. Царева, С. Е. Виды работы с задачами на уроках математики / С.Е. Царева // Начальная школа. – 1990. – № 10. – С. 37 – 41. Выписать основные положения методического подхода к обучению решению задач, представленные в нем.

2. Ознакомиться с содержанием перечисленных ниже статей, выбрать одну из них для презентации на лабораторно-практическом занятии, выбор мотивировать: Царева, С. Е. Различные способы решения задач / С.Е. Царева // Начальная школа, 1991. – № 2. – С. 78 – 84. Рудакова, Е. А. Царева, С. Е. Разбор задачи с использованием графических схем / Е. А. Рудакова, С. Е. Царева, // Начальная школа, 1992. – № 11-12. – С. 14 – 19 Царева, С. Е.Введение произвольных единиц величин при решении задач / С.Е. Царева // Начальная школа, 1993. – № 5. – С. 60 – 63. Царева, С. Е. Нестандартные виды работы с задачами как средство реализации современных концепций и технологий / С.Е. Царева // Начальная школа, 2004. – № 4. – С. 49 – 56.

Лк. 11.Методика изучения геометрического материала

11.1. Геометрия как наука и учебный предмет, геометрия как язык, происхождение и смысл геометрических понятий. Геометрические фигуры как способ описания формы.

11.2. Цели и задачи изучения геометрического материала в начальной школе.

11.3. Опора на опыт чувственного познания пространства и формы – необходимое условие развивающего и воспитывающего изучения элементов геометрии учащимися с нарушениями речи.

11.4. Примеры содержания и организации изучения геометрических фигур и их свойств в начальной школе для детей с нарушениями речи.

1. Прочитать по книге «Царева С. Е Математика и методика обучения математике: Авторская программа. Методические указания по ее реализации. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003», главу 3.4. 92 – 97.

2. Ознакомиться с подходом к изучению геометрического материала в книге: Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 2000. – 224. Сопоставить этот подход с подходом в настоящем пособии.

2. Разработать основные виды работы учащихся на первом уроке по теме «Цилиндр» и по теме «Треугольник».

Лк. 12. Методические системы обучения математике в начальной школе, особенности их использования при обучении математике учащихся с тяжелыми нарушениями речи

12.1. Понятие методической системы, структурные компоненты методической системы обучения математике.

12.1. Краткая характеристика методических систем обучения математике, представленных в комплектах учебников по математике для начальной школы авторов и авторских коллективов: 1) Моро, М. И. и др.; 2) Петерсон, Л. Г.; 3) Истомина, Н. Б. и др.; 4) Рудницкая, В. Н.; 5) Чекин, А. Л.; 6) Аргинская. И. И. и др.

1. Ознакомиться с учебниками одного из комплектов. Провести логико-педагогический анализ одной из тем на предмет использования материала учебника по этой теме в обучении математике детей с нарушениями речи.

3.4. Лабораторно-практические занятия (очное отделение): темы, планы

Пр. 1.Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста Принципы восстановительного обучения математике учащихся с речевыми нарушениями.

1.1. Дать развернутую характеристику понятия акалькулии, ее видов и способов диагностики.

1.3. Дать развернутую характеристику понятия дискалькулии, ее видов и способов диагностики.

1.4. Описать методику диагностики учащегося с нарушением речи на предмет акалькулии и дискалькулии. Ход и результаты диагностики представить в письменном виде и в устном выступлении на занятии.

1. Изучить характеристики акалькулии и дискалькулии по книге: Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление /Л. С. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 304 с, главы 2 и 3. Выписать признаки акалькулии и дискалькулии.

2. Подготовить необходимые диагностические материалы для диагностики акалькулии и дискалькулии у учащегося с нарушением речи.

2.1. Место математики в базовом учебном плане школы 5 типа.

2.2. Положение уроков математики в расписании. Тематическое планирование по математике в школе 5 типа.

2.3. Совместная работа логопеда и учителя при обучении математике учащихся с нарушением речи.

2.4. Уроки математики в школе 5 типа: постановка целей и задач, соответствие их содержания и способа постановки особенностям учащихся, сочетание работы по предмету и логопедической работы на уроке, реализация принципов восстановительного обучения; психологическая атмосфера урока, реализация идей личностно-ориентированного обучения, идей гуманитаризации математического образования на уроке.