Морские и воздушные перевозки грузов

Деятельность с использованием судов для перевозки грузов именуется торговым мореплаванием и регулируется в первую очередь общим гражданским законодательством, Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (далее — КТМ), а также целым рядом подзаконных нормативно-правовых актов.

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее — получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Данное понятие сформулировано на основе общего понятия договора перевозки. В соответствии с приведенным определением договор перевозки морским транспортом может быть как реальным, так и консенсуальным, при лилейной или трамповой форме эксплуатации судов. Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) и без такого условия.

 

Предметомназванного договора является деятельность перевозчика по перемещению груза морем из порта отправления в порт назначения, а значит, договор считается исполненным только тогда, когда груз выдан получателю.

Договор считается двусторонне обязывающим: у каждой стороны возникают определенные субъективные права и юридические обязанности. Так перевозчик обязуется перевезти груз и выдать его получателю, а отправитель или фрахтователь — уплатить за перевозку установленную плату (фрахт, размер которого зависит от масштабов выполненной работы).

Перевозка груза морем должна быть осуществлена в определенный срок, который выражается в определении периода времени, в течение которого груз должен быть доставлен в порт назначения, или определении маршрута перевозки. И срок, и маршрут перевозки устанавливаются соглашением сторон, а при его отсутствии время перевозки определяется сроком, который можно разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств.

Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанного отправителем погрузочного ордера и выдается отправителю после приема груза. Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя.

Перевозчик обязан привести судно в мореходное состояние до начала рейса (обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза) и подать судно в указанный отправителем порт погрузки. Норма является императивной и не может быть изменена по соглашению сторон. Фрахтователь должен указать безопасное и пригодное для погрузки груза место, которое судно может достичь без опасностей и из которого может выйти с грузом. А перевозчик обязан подать судно в обусловленный в договоре срок и письменно уведомить фрахтователя либо отправителя о готовности судна.

После чего перевозчик предоставляет так называемое сталийное время (для погрузки груза) без дополнительных к фрахту платежей (срок определяется соглашением сторон либо обычно принятыми в порту погрузки сроками). Исчисляется сталийное время в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза. Если сталийного времени на погрузку не хватило, выделяется контрсталийное время с дополнительной оплатой, размер которой (демередж) определяется соглашением сторон или размером ставок в данном порту. По истечении и этого времени перевозчик имеет право отправить судно в плавание независимо от того, весь ли груз оказался на борту, причем с сохранением за собой всего фрахта.

За задержку судна свыше контрсталийного времени фрахтователь обязан возместить перевозчику причиненные убытки, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от перевозчика.

Отправитель может распоряжаться грузом до выдачи его получателю, потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе. Перевозчик обязан за счет отправителя выгрузить груз из судна и выдать его отправителю, даже если это связано с простоем судна (ст. 155 КТМ).

При перевозках морским транспортом груз выдается при предъявлении оригиналов коносамента. Если же груз не будет востребован, перевозчик имеет право сдать его на хранение на склад или в иное надежное место за счет и на риск управомоченного распоряжаться грузом лица с уведомлением об этом отправителя, фрахтователя либо получателя. В случае, если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки груз все же не будет востребован или перевозчику не будут выплачены все причитающиеся за данную перевозку груза платежи, последний вправе продать груз в установленном порядке, вычесть причитающиеся платежи, расходы на хранение и продажу груза, а остальное передать отправителю или фрахтователю.

На морском транспорте действует общее правило о возмещении связанных с проверкой расходов той стороной, которая этого потребовала. Однако если в результате осмотра груза или проверки его состояния установлены утрата либо повреждение груза, за которые отвечает перевозчик, то эти расходы ложатся на него.

При перевозке грузов морским транспортом предусмотрена возможность заключения договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) — представления судна и услуг членов экипажа судна в пользование на определенный срок за обусловленную плату (фрахт). Договор также заключается в письменной форме. Кроме того, зафрахтовать судно для целей торгового мореплавания можно и без экипажа (бербоут-чартер). В этом случае комплектование экипажа судна осуществляет фрахтователь.

КТМ предусматривает доставку судна или иного плавучего объекта, которые не могут самостоятельно передвигаться из одного пункта (места) в другой путем заключения договора морской буксировки, которую иногда называют экспедиционной буксировкой. Каждая из сторон договора буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки.

На морском транспорте наряду с коммерческим актом предусмотрена фиксация различного рода происшествий, именуемая морским протестом (гл. 24 КТМ). В случае если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления имущественных требований к перевозчику как судовладельцу, капитан судна должен сделать заявление о морском протесте.

 

Оно имеет целью заверить всю информацию относительно обстоятельств и причин происшествия, ущерба и о принятых мерах по его предотвращению или уменьшению.

Заявление о морском протесте делается по возможности до открытия люков судна и знакомства с состоянием груза. Оно передается нотариусу или должностному лицу консульского учреждения России в течение 24 часов с момента прибытия судна или его капитана в первый порт после происшествия. На основании этого заявления, данных судового журнала, а также опроса капитана и членов экипажа нотариус составляет акт о морском протесте, который имеет силу письменного доказательства.

При перевозке груза морским и речным транспортом может возникнуть так называемая общая авария,под которой понимаются убытки, являющиеся прямым следствием намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза (пример: терпящее бедствие судно намеренно сажается на мель с целью сохранения самого судна и груза).

Эти убытки и распределяются затем между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте выгрузки. Наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется диспашерами. Общая стоимость имущества, соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, называется «контрибуционная стоимость».Составленная диспаша может быть оспорена заинтересованными лицами в суде общей юрисдикции. Распределение убытков в порядке общей аварии не лишает стороны права требовать возмещения причиненных убытков с ответственных лиц.

 

После принятия груза для перевозки перевозчик несет ответственность за его утрату или повреждение и освобождается от нее, только если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие обстоятельств, предусмотренных ст. 166 КТМ (непреодолимой силы, любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море, пожара, возникшего не по вине перевозчика и т.д.) либо была так называемая навигационная ошибка (действие или бездействие в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана).

Освобождается перевозчик от ответственности и при наличии признаков, свидетельствующих о сохранности груза (тара исправна, без следов вскрытия в пути) либо если груз сопровождался представителем отправителя или получателя.

Ответственность за утрату груза перевозчик несет в размере стоимости этого груза, за повреждение груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость. В случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, перевозчик возмещает именно эту стоимость. Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если фрахт не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.

Возможность ограничения или полного устранения ответственности перевозчика допускается КТМ в исключительных случаях, при перевозках вне рамок обычных коммерческих операций, а также на период с момента принятия груза перевозчиком до его погрузки на судно и после выгрузки до сдачи грузополучателю (ст. 175).

Договор перевозки морским транспортом прекращается, если исполнение его невозможно либо отказа одной из сторон от договора по обстоятельствам, предусмотренным ст. 154-156 КТМ.

 

Воздушные перевозки грузов бывают внутренние и международные. Любая воздушная перевозка, представляемая за плату признается коммерческой.

Правовые основы использования воздушного пространства РФ, обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, федеральными правилами использования воздушного пространства, федеральными авиационными правилами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными актами РФ.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания грузоотправителей, грузополучателей.

По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза. Как видим, приведенное определение совпадает с общегражданским с уточнением лишь вида транспорта.

При перевозках воздушным транспортом возможно заключение договора фрахтования воздушного судна (воздушный чартер), по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для осуществления воздушной перевозки. В качестве перевозочных документов на воздушном транспорте применяется грузовая накладная, которая также может быть в электронной форме. Воздушный перевозчик имеет право изменять указанный в грузовой накладной маршрут без взимания дополнительной платы.

Груз должен быть доставлен в срок, который определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. Среди обстоятельств, освобождающих от ответственности за просрочку воздушного перевозчика, ст. 120 ВК РФ называет устранение неисправности судна. Штраф за просрочку дос­тавки груза в пункт назначения на воздушном транспорте со­ставляет 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

Грузоотправитель имеет право получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза упра-вомоченному на его получение лицу, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю.

Авиаперевозчик обязан уведомить грузополучателя о при­бытии груза, а последний обязан принять и вывезти груз, если он не поврежден или испорчен настолько, что исключает­ся возможность полного и (или) частичного использования гру­за в соответствии с первоначальным назначением. В этом слу­чае грузополучатель имеет право отказаться от получения.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к воздуш­ной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи его согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Статья 119 ВК РФ помимо общих правил возмещения ущерба устанавливает предел ответственности авиаперевозчика в раз­мере шестисот рублей за каждый килограмм веса несохра-ненного груза.

На воздушном транспорте право на предъявление пре­тензии об утрате груза появляется уже через 10 дней (ст. 126 ВК РФ). При смешанном сообщении установлены особые сро­ки предъявления претензий (ст. 45 УЖТ, ст. 39, 41 УАТ). Между тем ВК РФ (ст. 125) умалчивает, например, о праве грузоотправителя на предъявление претензий. Согласно п. 2 ст. 128 ВК РФ течение срока исковой давности начинается на следую­щий день после получения грузовладельцем ответа на пре­тензию, а в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не пре­дусмотрено договором перевозки.

Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

• нарушение грузовладельцем, грузоотправителем тамо­женных, санитарных и иных установленных законодатель­ством требований в части, касающейся воздушной перевоз­ки, при международных воздушных перевозках также пра­вилами, определенными соответствующими органами государ­ства вылета, назначения или транзита;

• отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять тре­бования, предъявляемые к ним федеральными авиационны­ми правилами;

• наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

В случае прекращения по инициативе перевозчика дей­ствия договора воздушной перевозки груза, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воз­душную перевозку.