Договор перевозки грузов

Договор перевозки и транспортной экспедиции

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, который по своей юридической характеристике является реальным (заключается непосредственно вручением груза перевозчику), возмездным (предусматривает вознаграждение), двусторонним. Сторонами выступают перевозчик,которым может быть соответствующая транспортная организация в форме государственного унитарного предприятия или хозяйственного общества (иной коммерческой организации), а также гражданин-предприниматель, обладающие лицензией на осуществление перевозочной деятельности, и отправитель— лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику. И хотя в определении договора перевозки упоминается получатель груза, он стороной договора не является, так как в заключении договора перевозки не участвует (кроме случаев, когда он является одновременно и отправителем). Права получателя основываются на другом договоре (купля-продажа, лизинг и др.), заключенном с отправителем. Кроме того, договор перевозки транспортом общего пользования в соответствии с п. 2 ст. 789 ГК является публичным.

Законодательство о перевозке грузов, пассажиров и багажа состоит из Воздушного кодекса РФ, Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ и других нормативно-правовых актов. Однако условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются не только гражданским законодательством, но и соглашением сторон.

По договору перевозкигруза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).

Договор перевозки относится к числу сделок, для которых необходима письменная форма их совершения. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Так, в соответствии с правилами, действующими на морском транспорте, коносамент составляется и выдается перевозчиком; железнодорожная накладная составляется грузоотправителем и вручается им перевозчику вместе с грузом.

Даже если в договоре перевозки последовательно участвует несколько перевозчиков, правоотношение оформляется одним договором перевозки, который заключается с одним перевозчиком в пункте отправления с выдачей одного транспортного документа на весь маршрут следования. И уже первый перевозчик действует (как представитель) от имени всех последующих.

Если перевозка осуществляется по единому транспортному документу (транспортной накладной), по нескольким видам транспорта она именуется прямым смешанным сообщением или комбинированной перевозкой.

 

Перевозка небольших партий груза осуществляется, как правило, в регулярном (линейном) сообщении. Большие партии грузов, достаточные для загрузки всего транспортного средства или его части, могут выполняться без твердого расписания (на нерегулярной основе) с предварительным заключением особого договора (фрахтования или чартера). Крупные грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов заключают с транспортными организациями долгосрочные договоры об организации перевозок, которые предусматривают обязательства сторон по приемке и предъявлению грузов к перевозке в установленные сроки (период навигации) и обусловленном объеме (ст. 798 ГК).

Для более рационального упорядочивания смешанных перевозок грузов гражданское законодательство предусматривает заключение соответствующих договоров об оказании услуг (узловых соглашений между предприятиями различных видов транспорта, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов). К таким договорам в части, не урегулированной гл. 40 ГК РФ и транспортным законодательством должны применяться общие положения о договоре подряда (§ 1 гл. 37 ГК РФ).

На морском и речном транспорте весьма распространенным является особый вид транспортного обязательства — договор буксировки.По этому договору владелец одного судна (буксировщик) обязуется за вознаграждение буксировать (посредством тяги или толкания) другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние, либо в течение определенного времени, либо для выполнения маневров на акватории порта.

Прежде чем заключить договор перевозки на любом виде транспорта стороны согласовывают объемы и характер перевозимых грузов, срок подачи и количество необходимых для перевозки транспортных средств (за исключением мелких отправок, принимаемых транспортными организациями по предъявлению грузоотправителями либо в случае заключения консенсуального договора фрахтования на морском и речном транспорте).

 

Договор фрахтования (чартер)представляет собой соглашение, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения и форма договора фрахтования устанавливаются транспортными уставами и кодексами (Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ).

Подача транспортных средств и предъявление груза к перевозке, как правило, создают предпосылки к принятию груза перевозчиком, а оплата за перевозку — к заключению договора перевозки. Процедура принятия груза к перевозке зависит от того, кто (отправитель или транспортная организация) осуществляет его погрузку на транспортное средство. Как правило, это осуществляют транспортные организации самостоятельно. Однако законодательство либо долгосрочные договоры могут включать в себя условие об обязанности отправителя произвести необходимые для погрузки (выгрузки) мероприятия по подготовке механизмов, укладке груза, размещению его на поддонах или в контейнерах и т.п. Так, например, Устав железнодорожного транспорта предусматривает в ст. 21, что погрузка грузов (за исключением опасных), грузобагажа в вагоны и контейнеры, а также выгрузка из них обеспечивается отправителем и получателем, а перевозчик обязан погрузить и выгрузить уже сами контейнеры. Причем и погрузка и разгрузка производится за счет грузовладельцев с ее оплатой по соглашению сторон.

Когда погрузку осуществляет транспортная организация, отправитель доставляет груз в соответствующий порт или на станцию и передает его перевозчику. В случае, когда погрузка производится отправителем, принятие груза перевозчиком оформляется после ее окончания. Сроки погрузки (выгрузки) в данном случае предусматриваются договором, если они не установлены транспортными уставами и кодексами или правилами перевозок (п. 3 ст. 791 ГК РФ). При нарушении этих сроков уплачивается штраф, размер которого зависит от вида транспортного средства, продолжительности его задержки (простоя) и исчисляется по прогрессивной шкале.

Обстоятельства, исключающие ответственность за нару­шение указанных сроков, закрепляются в транспортных уставах и кодексах (вина самой транспортной организации, непреодолимая сила, крупные аварии).

Ответственность перевозчика за груз определяется исходя из количества мест перевозимого груза, массы (веса) или объема. Эти параметры фиксируются в транспортной накладной или коносаменте отправителем. Кроме того, транспортная документация дает право на распоряжение грузом (при ее наличии отправитель вправе забрать уже сданный к перевозке груз, переадресовать его либо получить груз в пункте назначения). Документы такого рода обязательно должны содержать описание груза, сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе, уплате провозных платежей и составляются они по установленной форме на бланках. За достоверность сведений, указанных в транспортных документах, отвечает отправитель.

В процессе перевозки в сопровождающий груз документ могут быть внесены и другие сведения и отметки (например, время прохождения пунктов перехода, составление коммерческих актов о несохранности груза, выдаче груза получателю в пункте назначения и т.п.).

В настоящее время при наличии технических возможностей и соглашения между отправителем и перевозчиком возможно применение электронной накладной. Российское законодательство предусматривает такую возможность при перевозке грузов, например, железнодорожным транспортом.

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

 

2. Права и обязанности грузоотправителей и грузополучателей

Договор перевозки считается заключенным после того, как все транспортные документы оформлены надлежащим образом. С этого момента у транспортной организации (перевозчика) возникает обязанность доставить груз в установленный срок в пункт назначения, обеспечив при этом его полную сохранность. Для этого перевозчик обязан обеспечить исправное состояние транспортных средств, их соответствующим управлением, а также сопровождение (причем, как правило, представителем грузоотправителя) и наблюдение за сохранностью груза. Для некоторых видов грузов (опасных, скоропортящихся) специальными правилами перевозки устанавливаются осо­бые условия. Таковыми являются дополнительные требования к упаковке грузов и специальной маркировке, обязанность отправителя представить сертификат качества на груз, ветеринарные свидетельства и т.п.

По общему правилу перевозка грузов должна быть произведена по кратчайшему маршруту,а, кроме того, в соответствии со ст. 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки,определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Порядок исчисления сроков доставки регулируется правилами перевозок. Сроки перевозки могут определяться расписанием перевозчика либо по соглашению с отправителем и даже может действовать правило, по которому перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, которые разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств.

Транспортные уставы и кодексы, а также правила перевоз предусматривают и ограничивают права сторон по распоряжению грузом.

По общему правилу отправитель может вернуть сданный к перевозке груз только до его отправления. А вот переадресовать груз новому лицу отправитель может вплоть до момента выдачи груза первоначальному получателю. Дальнейшая перевозка осуществляется с составлением новой накладной, но в рамках заключенного ранее договора перевозки.

В случае возникновения в ходе перевозки груза препятствий к исполнению его условий перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя или грузополучателя и выполнить полученные от них указания, которые должны быть даны в краткий срок.

В соответствии с соглашением сторон (если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами) за перевозку грузов отправитель обязан уплатить провозную плату. Если перевозка грузов, пассажиров и багажа производится транспортом общего пользования, провозная плата определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Размер провозной платы на всех видах транспорта (кроме естественных монополий), как правило, определяется соглашением сторон. При этом перевозчики самостоятельно устанавливают тарифные ставки исходя из себестоимости перевозок. По общему правилу плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки, независимо от фактического расстояния (если оно увеличивается по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры).

Законодательство не предусматривает возможность перевозки грузов в кредит. Если плата не будет внесена своевременно, отправление груза может быть задержано.

Помимо провозной платы могут взиматься дополнительные сборы: за взвешивание, переадресовку, охрану, сопровождение груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, сбор за объявление ценности груза, штрафы за простои по вине отправителя или вызванные неправильным оформлением им перевозочных документов и т.д. Возникшие в ходе перевозки дополнительные расходы оплачивает, как правило, в пункте назначения получатель.

 

С целью обеспечения причитающихся перевозчику провозной платы и других платежей по перевозке, последний вправе удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж (если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства).

Перевозчик обязан уведомить получателя о прибытии груза в пункт назначения, выдать ему груз и транспортную накладную. Причем, грузополучатель имеет право отказаться от принятия грузов в тех случаях, если их качество вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования их по назначению.

В том случае, когда доставленный груз не востребован в установленные сроки либо грузополучатель отказывается от его принятия, перевозчик должен сообщить грузоотправителю об этом, оставить груз у себя на хранение за его счет и на его риск и по истечении установленного срока и реализовать груз как невостребованный в установленном порядке.

Что касается выгрузки доставленного груза, она по общему правилу осуществляется силами получателя и за несоблюдение норм и сроков перевозчик имеет право взимать штраф.

Выдача груза в пункте назначения производится с обязательной проверкой количества грузовых мест, состояния и массы груза при повреждении тары или нарушении упаковки (применяются те же методы, что и при приемке груза к перевозке с учетом норм естественной убыли) о чем составляется коммерческий акт. На каждом виде транспорта предусмотрены свои правила проведения такой проверки. Однако при наличии признаков несохранности груза перевозчик обязан произвести такую проверку. При отсутствии таких признаков проверка возможна по желанию одной из сторон и за ее счет. Кроме того, техническим актом фиксируется состояние транспортного средства.

Акт экспертизы определяет сумму понижения стоимости груза при его повреждении либо размер недостачи. При несохранности груза по вине перевозчика именно он оплачивает расходы по экспертизе.

Все перечисленные акты закрепляют и удостоверяют основания для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя при заключении договора перевозки.

Они составляются в предусмотренной законодательством форме непосредственно в день выгрузки или выдачи груза и подписываются представителями перевозчика и грузовладельца (в случае обнаружения несохранности груза в пути его следования либо в случае отсутствия представителя получателя — акт составляется только работниками перевозчика). В случае отказа перевозчика от оформления коммерческий акт или ненадлежащего его оформления грузополучатель должен незамедлительно подать об этом с распиской о вручении письменную претензию перевозчику. Соблюдение этого условия даст возможность получателю в дальнейшем отстаивать свои заявления по поводу несохранности груза.