Количество часов - 1
Неделя – 1
Тема Экономическая сущность и концепция туризма
Теоретический материал
СОДЕРЖАНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умение формировать деловые отношения, т. е. вести себя с людьми надлежащим образом, является одним из важнейших факторов, определяющих шансы на успех в бизнесе. Дейл Карнеги еще в 1930-е годы заметил, что успех того или иного человека процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять от его умения общаться с людьми, а здесь весомое значение имеет знание этики и владение принципами этикета. Цель этики - способствовать формированию у руководителей соответствующих моральных и психологических качеств, которые просто необходимы при работе с людьми. Успешность делового человека во многом зависит от его умения не только понимать язык бизнеса, но и разговаривать на нем, чему эффективно учит этика и деловой этикет.
1. Андреева, И.В. Бизнес-этикет / И.В. Андреева, О.Б. Бетина, О. А. Жлудова. – СПб.: Вектор, 2006. – 192 с.
2. Гончарова, Н.Е. Организационная культура: конспект лекций / Н.Е. Гончарова. – М.: Приор-издат, 2004. – 208 с.
3. Иванов, М.А. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса / М.А. Иванов, Д.М. Шустерман. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 380 с.
4. Макеева, В.Г. Культура предпринимательства: Учебное пособие / В.Г. Макавеева. М.: ИНФРА-М, 2002. – 218 с.
5. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса: учебное пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. – М.: Дело, 2000. – 280 с.
Введение.......................................................................................................3
Тема 1. Особенности этики бизнеса. Этикет
как составляющая этики.............................................................................3
ТЕМА 2. Этика и культура компании.......................................................7
2.1. Сущность, функции и элементы организационной
культуры.......................................................................................................7
2.2. Типы организационных культур.........................................................9
2.3. Организационная культура России...................................................11
ТЕМА 3. Этика делового общения..........................................................12
3.1. Этические принципы и характер делового общения......................12
3.2. Культура речи и правила слушания как основа
этики делового общения...........................................................................14
3.3. Этика деловых бесед и совещаний...................................................16
ТЕМА 4. Особенности делового этикета................................................18
4.1. Нормы обращения, приветствия и знакомства................................18
4.2. Культура телефонного разговора......................................................19
4.3. Деловые подарки.................................................................................20
4.4. Деловой стиль в одежде.....................................................................21
4.5. Виды приемов. Организация и проведение приемов......................25
ТЕМА 5. Этика бизнеса и социальная ответственность........................33
5.1. Понятие социальной ответственности.............................................33
5.2. Аргументы в пользу и против социальной ответственности.........34
Заключение.................................................................................................35
Библиографический список......................................................................36
Рассмотрение проблем, связанных с маркетингом, всегда должно проводиться исходя из реальных условий, в которых применяется. Решение о применении отдельных методов или всего комплекса маркетинга принимается на основе анализа рыночной ситуации, внутренних и внешних возможностей фирмы по осуществлению своей деятельности. Поэтому обычно все проблемы, так или иначе связанные с маркетингом, всегда начинают рассматривать с изучения рынка. Туристская индустрия, как и любая другая отрасль экономики, также имеет свой рынок- ту среду, в которой функционируют туристские фирмы.
Рынок как объективно существующее явление известен с давних времен. Он развивался и преображался вместе с развитием общества, захватывая в среду своих категорий сначала лишь материальные ценности, затем разнообразные видимые и невидимые блага- товары и услуги, а также их куплю-продажу, продвижение, сохранение, кот-ые совершались и совершаются в разное время, в разных местах, при участии различных посреднических звеньев. Как и другие рынки, туристский рынок имеет свои отличительные черты, свою историю, свои тенденции в развитии, предопределяемые развитии спроса и предложения на туристские товары и услуги.
Понятие рынок в ТЗ используется в трех аспектах:
1). Как хар-ка способа ведения экономики, отличная от распределительной, административно-командной системы, как способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
2). Как сложившаяся система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристского продукта в деньги и обратного, т.е. как мировой туристский рынок.
3). Как экономический механизм взаимодействия продавцов и покупателей туристского продукта, характеризующий экономические отношения, возникающими между ними.
Туристский рынок можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи специфических туристских товаров и услуг в данное время и в данном месте.
Туристский рынок- экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.
Туристский спрос | Предложение туристского продукта | |||||
Цена | ||||||
Конкуренция | ||||||
ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИСТСКОГО РЫНКА.
Термин «туристский рынок» означает спрос и предложение туристского продукта.
Производители тур-продуктов, к-ые предлагают их туристам с целью получения прибыли | |||||
Предложение туристских продуктов | |||||
количественно | качественно | ||||
Туристский маркетинг | |||||
Спрос на туристские продукты | Люди с туристскими потребностями | ||||
Люди с покупательской способностью | |||||
Люди с покупательским поведением |
КОНЦЕПЦИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА.
К основным моментам, характеризующим туристский рынок, можно отнести предметы обмена ( туристские товары и услуги ) и наличие возможностей их сбыта, участников обмена (производители, посредники, клиенты ) и характер труда в туризме.
Основным предметом обмена на туристском рынке являются не товары, а услуги, составляющие на развитых туристских рынках до 80% всего объема продаж. Поэтому главными элементами спроса и предложения на этом рынке являются основные, дополнительные и специфические туристские услуги.
Основными услугами являются транспортные услуги и услуги связанные с организацией питания и проживания туристов.
Дополнительные услуги включают услуги лечения, спорта, развлечений и другие, повышающие привлекательность тура.
Специфические услуги оказываются предприятиями-посредниками, например услуги по заказу билетов на транспорт и бронированию мест в средствах размещения по предоставлению гидов и переводчиков.
Возможности для реализации большинства туристских услуг имеют свои специфические черты, отличающие их от характера сбыта товаров: они не нуждаются в переработке и складах для хранения, совершаются в территориально и климатически различных местах, включают специфические условия потребления.
Участники обмена – это производители туристских товаров и услуг ( туроператоров ) и продавцов ( турагенты).
Туроператор-туристское предпр-е, которое занимается разработкой туристского продукта и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу и продвижение продукта на рынке, определяет цены на эти туры, продает их турагентам для реализации по своим лицензиям.
Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, т.к. именно они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т.п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть.
Существуют 4 основ-х типа туроператоров:
- Туропер. Массового рынка, наиболее известный тип операторов. Они продают турпакеты в хорошо известные летние курорты. Перевозка клиентов осуществляется частными авиакомпаниями или чартерными рейсами.
- Туроператоры, специализирующиеся в определенном направлении.
- Туроператоры внутреннего рынка.
- Туроператоры внешнего рынка.
Основные функции туроператора:
- Изучение спроса.
- Перспективное планирование.
- Заключение договоров с поставщиками, партнерами, фирмами.
- Метод-ое обеспечение маршрутов.
- Выпуск туристского продукта.
- Подготовка кадров на маршрут.
- Реклама и информация.
- Заключение агентских соглашений.
- Реализация туристского продукта.
- Обеспечение виз и проездных документов.
- Проведение тура.
Турагент- реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Получает за свою деят-ть комиссионное вознаграждение (7-15%) от ст-ти тура. В отличие от туроператора не несет ответственности за качество тура.
Туристские агенты, как правило, действуют на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.
Участники обмена – клиенты – представляют другую сторону в туристском бизнесе. Это те ради кого работает вся сфера туризма. Они могут быть индивидуальными и групповыми, пользоваться комплексными турами или только отдельными их частями, формировать тур в соответствии со своими потребностями и возможностями. Для любой туристской фирмы наиболее полное удовлетворение пожеланий клиентов является залогом нормальной деятельности.
Характер труда в туристской индустрии обуславливается характером тех услуг или товаров, кот-ые предлагаются туристам.
Основные особенности труда при оказании туристских услуг такова:
- наличие производительного и непроизводительного труда практически в равном соотношении;
- сравнительно большой удельный вес живого труда, к-ый не всегда можно нормировать с помощью научно-технических методов;
- высокая степень воздействия субъективных факторов со стороны как клиентов, так и обслуживающего персонала; это приводит к тому, что большинство операций нельзя нормировать, а можно лишь регламентировать правилами, выполнение к-х зависит от личных качеств каждого работника.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что при характеристике туристского рынка необходимо учитывать следующее:
- основным предметом купли-продажи на туристском рынке являются услуги;
- туристский рынок покрывается товаром только в той части, где совершается купля-продажа туристских тов-в;
- кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается большое количество посреднических звеньев и организаторов, к-ые обеспечивают связь туристских спроса и предложения;
- предложение на туристском рынке может быть расширено путем целенаправленной деятельности многих, в том числе нетуристских предприятий и организаций;