Понятие социальной ответственности
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ТЕМА 5. ЭТИКА БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНАЯ
Всякий раз, когда тебе что-нибудь очень
хочется сделать, остановись и подумай:
хорошо ли то, чего тебе хочется.
Л. Толстой
История концепции социальной ответственностиначалась с формирования концепции «служения» в конце XIX - начале XX вв. в среде американских инженеров, имеющих целью повысить престиж своей профессии. К 20-м гг. прошлого столетия эта концепция утратила свою актуальность и была заменена концепцией социальной ответственности. Основоположником этой концепции считается Г. Боуэн,сформулировавший доктрину социальной ответственности как обязательства соответствия политики компании целям и ценностям общества.
Социальная ответственность -обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибыли от своего бизнеса.
К примерам социальной ответственности предприятий относятся пожертвования на обновление города, оказание помощи инвалидам, поддержка искусств, спонсирование и др.
Не подлежит сомнению, что прибыль важна для выживания предприятий. Для любого предприятия на первом месте стоит выживание и только потом - проблемы общества. Если предприятие не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится чисто академическим. Но как бы то ни было, компании должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями и этическими нормами.
Социальная ответственность состоит из след сфер:
· Экономическая ответственность – предоставлять товар и услуги обществу по разумным ценам.
· Юридическая – подчинение законам, как гражданским, так и уголовным, а также специальным законам, которые регулируют деятельность производителей (закон защиты прав потребителей, загрязнение окружающей среды и др.).
· Этическая ответственность – правильное и пристойное поведение предприятия. Например, производство и распространение табачных изделий разрешено, но в условиях нанесения вреда здоровью, многие считают неэтичным продажу сигарет.
К причинам расширения практики неэтичного ведения дел относят: конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения; общее снижение значения этики; нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями управляющих. Существование этой последней причины подтверждается результатами проведенного исследования, в котором было установлено, что основное влияние на принятие неэтичных решений служащими имело поведение их руководителей. «То, что делает, и как ведет себя хозяин», - основной фактор влияния на поведение подчиненного.
К вариантам поведения, запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов, мошенничество, раскрытие секретов компании, противоправное поведение ради интересов фирмы и др.