И ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Лекция 8: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

И.Кант. В 1755 г. опубликовал «Всеобщую естественную историю и теорию неба», в которой изложил гипотезу происхождения солнечной системы, как результат действия механических сил притяжения и отталкивания, определяющих развитие космических тел из газовой туманности.

Выдвинул идею о том, что прежде, чем исследовать философский вопрос о сущности мира, нужно исследовать сам процесс познания.

3 способности человека, которым соответствует априорные (доопытные) формы познания:

- чувства (пространство и время);

- рассудок (качество, количество и т.д.);

- разум (идеи о душе и Боге).

Опираясь на эти формы, человек создает свое познавательное пространство. Пространство и время для него это не форма бытия, существующая независимо от нашего сознания, а врожденные формы внутреннего чувства, которые создают предпосылку объективно достоверного знания. Пространство и время используются рассудком и мышлением для подведения многообразного чувственного материала под единство.

Формы рассудка, понятия и категории конструируют предмет, поэтому и согласуются с нашими понятиями о нем. Мы можем познать только то, что создали.

Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта, но его средства, понятия и категории действуют только в этих пределах, поэтому рассудок попадает в противоречия и взаимоисключающие положения.

Идеи мира в целом допускают противоречия о конечности и бесконечности мира в пространстве и времени, значит, мир вещей самих по себе (мир идей) закрыт для чувственного разума. Но человек живет в мире природы, где действует практический разум, а движущей силой практического разума является не мышление, а автономная воля, т.е. собственные нравственные законы человека. Здесь возникает категорический эмпиратив.

Поступай всегда так, чтобы принципы, которыми ты руководствуешься в своих поступках, могли стать всеобщими и обязательными для всего общества.

Каждый должен стремиться стать личностью, т.е. быть свободным и реализовать себя. Руководит человеком чувство долга, которое состоит в постоянном самосовершенствовании. Нравственность человека опирается на его самостоятельность. Человек сам приходит к Богу, как ориентиру нравственности. Если нравственность основывается на выгоде, то это лицемерие.

Сила нравственности определяется степенью преодоления собственных потребностей. Когда речь идет о долге, о нравственности, человек должен отказаться от счастья. Свобода – это свойство воли быть самой себе законом. Следовательно:

1. мораль не зависит от религии;

2. человек должен подчинить счастье долгу.

И он делает вывод о высшей разумной цели, определяющей ход истории. Пройдя сквозь войны и раздоры, человечество способно выйти из «дикого» состояния и достичь эпохи мира и разума.

Гегель – профессор берлинского университета. Завершил развитие немецкого идеализма и разработал диалектический метод. Объективный идеалист. Он рассматривал действительность во взаимосвязи и развитии и признавал источником этого развития абсолютную идею. Развертывание идеи и есть настоящая действительность. Природа и человек – это результат ее активности. «Все действительное – разумно, все разумное – действительно». Гегель сделал вывод, что индивидуальное сознание в своем развитии сокращенно проходит все этапы становления человеческой культуры. При этом оно проходит 3 ступени развития:

1. познавательная деятельность сознания, когда предмет познания противостоит человеческому «я» как внешняя данность;

2. самосознание, когда сознание является предметом и действием и выступает как разум;

3. становление человеческого духа до включенности его в абсолютную идею и дух.

Бог создает природу с той целью, чтобы из нее вышел человек и человеческий дух. Человеческий дух имеет 3 стадии своего развития:

1. субъективный дух (теоретическая и практическая способность духа);

2. объективный дух (охватывает все сферы социальной жизни);

3. абсолютный дух (как высшая форма самореализации абсолютных идей).

Это духовная деятельность человека на протяжении развития всемирной истории. В абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия.

Высшей ступенью развития человеческого духа является человеческое общество. Разум, осуществляющий себя как волю, лежит в основе государства.