ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

14-16 века – период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений.

Термин «Возрождение» обозначает стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. На деле же происходит поиск нового, а не реставрация старого. В эту эпоху на передний план выходит светская жизнь. Есть деятельность человека в этом мире для достижения счастья человека в этой жизни на земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество не является продуктом божьей воли, это результат деятельности людей. Сотворив мир и человека, Бог дал человеку свободную волю и теперь человек должен действовать сам.

Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ни чем ограничен. Человек – это телесное существо, причем тело не является оковами души, которые тянут душу вниз. Телесная жизнь самоценна. С этим был связан широко распространенный культ красоты.

Изменяется средневековая картина мира. Открытие Коперникаопровергло представление об исключительном характере земли и человека, позволило предположить существование других небесных тел, подобных Земле и Солнцу. Философия воспринималась как натурфилософия или философия природы. На смену теизму (Бог един) приходит пантеизм (Бог во всем). Христианский Бог утрачивает надприродный характер, он как бы сливается с природой, а последним тем самым обожествляется.

Николай Кузанский (15 в.)фактически устраняет принцип творения мира Богом. Центральный пункт его философии – это учение о совпадении противоположностей: абсолютного max и min. С его точки зрения Бог – бесконечный max, а бесконечный мир и вселенная – ограниченный max. Ограниченный max произошел от абсолютного max посредством ограничения, а не сверхъестественного творения, следовательно, природа является результатом «развертывания» ее из божественных глубин или из течения. Согласно его взглядам, центр и окружность космоса – это Бог, поэтому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом вводится идея отсутствия мира стабильного центра, каким в средневековой космологии считалась Земля. Кузанский подготавливает коперниковскую революцию в астрономии, устранившую геоцентрическую систему строения мира.

Джордано Бруно (16 в.) развил идею Кузанского и Коперника. Исходные посылки его философии – это единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость.

Движущаяся вокруг своей оси и Солнца Земля – это лишь ничтожная песчинка в бесконечном мироздании. Земля не может быть центром космоса, т.к. в мире нет ни центра, ни границы. Понятия верх, низ и тому подобные, не применимы к космосу вечному и бесконечному. Эти понятия существуют для отдельных ограниченных и временных систем.

Существуют бесконечные Солнца и Земли, которые кружатся вокруг своих Солнц, подобно тому, как наши 7 планет кружатся вокруг нашего Солнца.