Калькуляция сметной стоимости материалов и эксплуатации строительных машин.

Все строительные материалы при составлении смет условно подразделяются на две группы: местные и привозные.

Местные – поступают на строительство непосредственно с предприятий промышленности строительных материалов и т.п. (это кирпич, камень, щебень, гравий, песок, бетонные и ж/б конструкции, бетоны и растворы, а/б смеси и др.) на местные материалы оптовые цены установлены, как правило, франко-предприятие поставщика. Транспортные расходы по доставке местных материалов на стройки значительны и существенно различаются в отдельных стройках и зонах. На местные материалы устанавливаются зональные сметные цены. Учитывающие все затраты по приобретению и доставке строительных материалов непосредственно на строительную площадку (франко-строительная площадка).

Привозные – поступают на стройки в основном от территориальных органов снабжения. Цены на них приведены в «Сборнике средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции». (Цемент, пиломатериалы, стальные и деревянные конструкции, кровельные материалы, стекло т.д.). На привозные материалы оптовые цены установлены франко-вагон станция назначения. Затраты на транспортировку привозных материалов от станции назначения до строек имеют незначительный удельный вес в их стоимости и поэтому на них установлены средние районные сметные цены франко приобъектный склад по территориальным районам.

Франко – количество транспортных и погрузочных затрат, учтенных в отпускной цене продукции. Различают: (франко-завод-изготовитель, франко-вагон-станция-отправления, франко-станция отправления, франко-вагон-пункт назначения).

Сметная стоимость материалов включает:

- Оптовую цену поставщика; (72%)

- Наценки снабженческо-сбытовых организаций; (1%)

- Расходы на тару, упаковку, реквизит; (4%)

- Транспортные расходы; (21%)

- Заготовительно-складские расходы. (2%)

Оптовые цены – цены на продукцию, которые учитывают необходимые затраты труда на их производство и прибыль предприятия. Виды отпускных цен строительных материалов различаются по виду франко.

Наценки снабженческо-сбытовых организаций учитываются в стоимости материалов путем начисления их к оптовой цене. Определяются для возмещения расходов, связанных с выполнением посреднических операций.

Расходы на тару, упаковку, реквизит принимаются по «Сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства» (часть I, раздел 2-а).

Стоимость перевозки включает затраты по доставке материалов на стройку. Эти затраты добавляются к отпускным ценам поставщика, в зависимости от вида франко.

Заготовительно-складские расходы предусматривают затраты на содержание заготовительного аппарата материальных складов строительных организаций, на охрану материалов, плату за утерю и порчу материалов в пути и на складах и др.

ССРСЦ на материалы, изделия и конструкции входит в общий комплекс сметно-нормативных документов.

2. Сметные затраты на ЭСМ определяются исходя из данных о времени использования машин (маш.-час.) и соответствующей цены 1 маш-ч. ЭМ.

Для определения стоимости 1 маш-ч эксплуатации СМ (Смаш.-ч) м.б. использована формула:

С маш-ч = А+З + Б + Э + С + Г + Р + П,

Где А – постоянные экспл. Затраты – амортизационные отчисления, руб/ маш-ч.

З – з/плата рабочих, управляющих стр. машинами, руб./ маш-ч,

Б – замена быстроизнашивающихся частей, руб./ маш-ч,

Э – затраты на энергоносители, руб./ маш-ч,

С – на смазочные материалы, руб./ маш-ч,

Г – затраты на гидравлическую жидкость, руб./ маш-ч,

Р – на все виды ремонтов, ТО, руб./ маш-ч,

П – на перебазирование машин с одной строительной площадки на другую, руб./ маш-ч.

Для калькулирования стоимости перевозок строительных материалов и погрузочно-разгрузочных работ применяется «Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства», который состоит из двух частей:

1 часть – сметные цены на ж/д, авто- и тракторные перевозки, а также на погр.-разгр. Работы, тару, упаковку, реквизит. Для справочных целей указаны кратчайшие расстояния между основными станциями ж/д России;

2 часть – сметные цены на речные перевозки, погр.-разгр. Работы, указаны расстояния между основными портами и пристанями по бассейнам рек России.

Тарифы на перевозку строит. грузов по ж/д рассчитаны также на 1т груза по путям общего пользования грузовой скоростью. Тарифы рассчитаны в зависимости от расстояния перевозок, классификации перевозимого груза, тарифной схемы и весовой нормы загрузки вагона. Дополнительно учитываются затраты, связанные с подачей вагонов на подъездные пути общего пользования к местам погрузки и выгрузки.

3. Единичная расценка – величина сметных прямых затрат на единицу объема работ. Они используются для определения сметной стоимости строительных работ, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости, прейскурантов и договорных цен, а также для расчетов за выполненные строительные работы.

Все единичные расценки делятся на две группы:

- «Закрытые» учитывают все виды материальных ресурсов.

- «Открытые» не учитывают затраты на местные и некоторые виды из привозных материалов.

Суть привязки открытых ЕР, заключается в учете неучтенных местных материалов и конструкций. Стоимость материалов принимается франко-строительная площадка.

Привязка открытых ЕР осуществляется путем включениястоимости не учтенных материалов непосредственно в смету

4. Накладные расходы: совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием его работников.

- расходы на содержание аппарата управления (осн. и дополн. З/плата),

- взносы на госуд. социальное страхование работников,

- расходы на канцелярские принадлежности,

- выписку газет и журналов,

- почтово-телеграфные и телефонные расходы,

- содержание и ремонт зданий занимаемых аппаратом упр.,

- служебные разъезды работников аппарата упр.,

- проч. (выплата подъемных затрат, связанных с перездом).

Расходы на обслуживание работников строительства:

- дополнительная з/плата,

- госуд. Соц. страх осн. рабочих,

- обеспечение санитарно-гигиенических и культурно-бытовых условий,

- охрана труда и техника безопасности,

- профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу

- и др.

Расходы на организацию работ:

- амортизационные отчисления (аренда),

- износ и расходы на ремонт МБП,

- содержание пожарной и сторожевой охраны,

- геодезические работы,

- проектирование производства работ,

- благоустройство строительных территорий,

- подготовка объекта к сдаче,

- производственные командировки работников СМОрг.

Прочие НР:

- страхование имущества организации,

- расходы по рекламе, представительские расходы.

Накладные расходы нормируются косвенным образом в процентах от:

1. сметной стоимости прямых затрат (база 1984 г. Плановые накопления определяется по общеотраслевому нормативу в размере 8% от суммы прямых затрат и накладных расходов по смете);

2. фонда оплаты труда основных рабочих (база 2001 г. – в %-х в зависимости от вида работ).

5. Сметная прибыль (Плановые накопления) -сумма средств, необходимая для покрытия отдельных расходов СМОргц., не относимых на себестоимость работ, и являющаяся нормативной частью стоимости строительной продукции.

Она способствует созданию условий для экономической самостоятельности строительных организаций.

Статьи затрат ПН:

- уплата налога на прибыль,

- модернизация оборудования,

- отчисления в фонды экономического стимулирования:

1. материального поощрения

2. социально-культурных мероприятий и жилищного строительства

3. развития производства.

- пополнение собственных оборотных средств,

- оплата процентов за банковский кредит,

- подготовка и повышение квалификации кадров

- возмещение затрат по жилищно-коммунальному хозяйству,

- расходы по хозяйственному содержанию культурно-бытовых зданий,

- содержание и ремонт автодорог местного назначения,

- образование единого фонда развития науки и техники.

Стоимость оборудования, мебели и инвентаря: сметная стоимость оборудования рассчитывается по ценам франко-приобъектный склад строительства, определенное договором подряда для передачи оборудования в монтаж.

Цена складывается из цены приобретения оборудования у поставщика, транспортных расходов, заготовительно-складских расходов, принимаемых при составлении смет на строительство.

Сметная стоимость оборудования определяется как сумма всех затрат на его приобретение и доставку на приобъектный склад или место передачи в монтаж.

Сметная стоимость строительства определяется по следующим элементам:

- строительные работы;

- работы по монтажу оборудования;

- затраты на приобретения технологического оборудования, мебели, инвентаря;

- прочие затраты (ПИР и научно-исследовательские работы, подготовка эксплуатационных кадров и т.д.).

Они объединены в отдельную статью – СМР.