АНТИЧНЫЕ ВРАЧИ И ФИЛОСОФЫ

СТОИКИ

В Греции –Зенон и Диоген. В Риме – Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий (император, 121-180 г. до н.э.).

Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации. Сила мудреца состоит в том, что он не является рабом собственных страстей. Настоящий мудрец не боится даже смерти. Именно от стоиков пошло понятие философии как науки «умирать». Образцом послужил Сократ. Безразличие ко всему внешнему они называли апатией. Их этическим идеалом являлось бесстрастие. Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой.

Под природой стоики понимают как внешнюю, так и природу самого человека. Природа для стоика – это рок или судьба. «Примирись с роком, не сопротивляйся ему» – одна из заповедей Сенеки.

Философия Эпикура и Стоиков подготовила христианское мировоззрение.

 

 

 

Эмпедокл(5 век до н.э.). Сводил природу к 4 элементам: земля, вода, воздух, огонь. Дал теорию эволюционного развития органического мира:

1. появление отдельных частей животных (голов, глаз и т.д.);

2. эти части случайно соединяются и порождают чудовищ;

3. цельные природные существа.

Гиппократбыл современником Демокрита и Эмпедокла. Считал, что тело человека состоит из 4-х жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой. Если эти жидкости уравновешены, то человек здоров, если их гармония нарушается, то человек заболевает. Сама природа пытается установить равновесие и устранить болезнь. Врач обязан помочь телу человека стать здоровым. Способ лечения направлен на восстановление гармонии жидкости в теле. «Философия освобождает душу от страданий, а медицина – тело». Гиппократ рассматривал человеческий организм как единое целое, части которого находятся в совокупности и взаимном согласии, и это согласие содействует деятельности каждой из частей, поэтому важнее наблюдать за организмом в целом, а не только за мелкими изменениями. Гиппократ требовал от врача высокой порядочности. Разработанное им правило о поведении врача положило начало медицинской этики. Гиппократ говорил: «Философия должна быть внедрена в медицину, ибо все свойства философии сохраняют свое значение в медицине».

Левкипп – единомышленник Гиппократа. Создал материалистическую мед.теорию, которая объясняла болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма.

Герофил(330 г. до н.э.) – основатель Александрийской медицинской школы. Он первым начал вскрывать трупы. Им описана анатомия многих органов. Пытался доказать правоту учения Платона «О трех душах», которые регулируют все функции организма. Платон поместил эти души в головной мозг, сердце и печень и Герофил пытался их найти. Описал нервную систему и внутренние органы человека. Установил различие между нервами и связками, проследив связь головного мозга с нервами, находящимися на периферии тела. Считал, что нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство.

Клавдий Гален (129-199 г. до н.э.) – римский врач. Рассматривал болезнь как особое состояние, при котором происходит нарушение правильного смещения основных элементов и жидкостей организма, что ведет к нарушению функций различных органов. При лечении болезней Гален широко использовал диету и лекарственные средства. Первым сказал, что в артерии течет кровь, а не пневма. Тщательно описал работу мышц пищеварительной и дыхательной системы. Описал все кости организма. Основное внимание уделил описанию центральной нервной системы и ее связь с периферической. Внес вклад в психологию. Изучая анатомию, пришел к выводу, что мозг является органом ощущения и мышления. Этим он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, и нарушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца.