ЭЛЛИНИЗМА И РИМА
Лекция 5: ВЕЛИКИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ И ФИЛОСОФЫ
Сократ отказался от изучения природы и космоса, так как:
1. Философы запутались в своих противоречиях.
2. Предметом познания может быть то, что находится во власти человека, т.е. его душа. «Познай самого себя» – лозунг. Основанием для его учения стала гносеология.
Он изучает этику: «Все пороки человека проистекают от невежества, чем больше человек познает, тем менее невежественным и порочным он становится». Задача философа: помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее.
Исходным началом познания является ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю», все знания человек черпает из самого себя.
«Истинный философ должен жить в согласии со своим учением».
Платон создал школу на горе Академа, которая просуществовала 1000 лет. «Существует два мира: мир идей (эйдос) – это действительный, постоянный, совершенный мир, и мир вещей – изменчивый». Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир, т.е. происходит разделение мира на чувственный и реальный.
Материя – первичный материал, из которого неким удивительным способом создаются все существующие вещи. Материя – это возможность, а не действительность, она может принять любую форму, т.е. неопределенна.
Душа человека близка к миру идей и дает все знания человеку, т.к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется. Сама душа состоит из 3-х частей:
1. те, у кого преобладает 1-ая, т.е. разумная, стремятся к правде, справедливости и умеренности во всем – это мудрецы;
2. если преобладает пылкая (волевая) часть души, то эти люди отличаются мужеством, храбростью, чувством долга – это воины;
3. те, у кого преобладает 3-ья вожделеющая часть души, привержены к физическому миру – крестьяне, ремесленники.
Все сословия должны обладать общей добродетелью (мерой). «Ничего сверх меры» – лозунг, поэтому государство должно сохранять меру счастья общественных групп.
«Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость, тогда и чувство меры не будет людям изменять».
«Душа делает человека человеком, она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там».
Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Его называют Александром Македонским греческой философии. В Афинах открыл школу у Ликейского храма, которую назвали лицей. Дал классификацию наук:
1. теоретические (познание осуществлялось ради самого познания);
2. практические (дают идеи для поведения человека);
3. творческие ( познание происходит с целью осуществления чего-либо прекрасного).
Основным инструментом познания является логика.
Все в нашем мире существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но весь мир следует изучать в его единстве и необходимости.
Материя вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя – это возможность, а форма – действительность, поэтому любая вещь существует в движении от материи к форме.
Душа является началом жизни, имеет 3 вида:
1. растительная (ведает функциями питания, роста, размножения, она общая для всех одушевленных);
2. животная (проявляется в чувствах и желаниях, т.е. в стремлении к приятному и избежанию неприятного);
3. разумная (человек обладает способностью к мышлению, разум человека бессмертен, после смерти тела он сливается с мировым разумом).
Мировой разум – разум деятельный, в отличии от человеческого пассивного воспринимающего, поэтому созерцание является высшей формой познания и досуга. Объектом познания выступает реальный мир.
Процесс познания осуществляется так: тело – внешнее раздражение – ощущение – воображение – мышление.
Душа господствует над телом. У свободного человека на 1-м месте стоит душа, у раба – тело.
Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов, при этом государство должно заниматься воспитанием молодежи.
Эпикур (342-270г. до н.э.). «Счастье человека» – цель его философии.
Космос и все многообразие мира – это продукт механического движения атомов в пустом пространстве. Атомы – бесчисленны, пустота – бесконечна. Атомы и мир – различны. Атомы имеют различную величину и вес и отклоняются в своем движении. Отклонения приходят без внешней причины, т.е. Эпикур противник фатализма (все по воле судьбы). Основу познания составляют восприятия и ощущения, которые дают образ вещей. Отделяющиеся от предметов образы проникают в органы чувств и вызывают ощущение движения частицы души. Возникающий в душе образ сохраняется в мыслях. Все наши заблуждения – это результат неосновательности наших суждений.
Отправным пунктом эпикурейской этики является отдельный человек, а не общественное целое.
Целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Каждое существо ищет удовольствия и избегает страдания. Высшим удовольствием он считал невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. Такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняясь разуму. Душа человека умирает вместе с телом, ибо души состоят из атомов, так же, как и тела физические. «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть – смерти нет, а когда приходит смерть – нас уже нет, поэтому смерти не существует ни для живых, ни для мертвых».