Древняя Греция.
АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Лекция 4: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Конфуцианство.
(6-5 века до н.э.). Его времена были временами междоусобных войн и смуты, поэтому главную задачу Конфуций видел в том, чтобы установить мир и внести гармонию в жизнь людей. Он был уверен, что при помощи воспитания можно искоренить зло. Для этого надо следовать 5 главным добродетелям:
- мудрость;
- верность;
- идеальное поведение;
- справедливость;
- человечность.
На основании идеального поведения воспитывается нравственность правителя и его народа.
В философской системе Конфуция Дао не является всеобщим, а лишь моральным принципом вселенной. Конфуций утверждал, что человек, работая над собой, сможет достичь нравственного совершенства.
Философ Мэн-цзы: «В основе человеческой природы заложено добро». Небо наблюдает за положением дел на земле, побуждая граждан восставать против злых правителей, чтобы освобождаться от зла и устанавливать добро.
Философ Хань Фэй-цзы: «Человеку свойственно совершать зло, поэтому человек нуждается в воспитании и управлении на основе законов». Он не верил ни в демонов, ни в духов предков, полагая, что церемониальные обряды имеют значение лишь для живых людей, они ничего не дают мертвым.
- Греция состояла из городов-государств, которые постоянно соперничали друг с другом, в том числе в развитии ремесла, науки и философии.
- Частное рабовладение (в Афинах проживало 67 тыс. свободных граждан и более 200 тыс. рабов).
- Произошло отделение умственного труда от физического.
- Греция и Рим находились на перепутье торговых и культурных путей между Востоком и Западом.
Первых греческих философов называли «физиками». Задачей философии – понять сущность природы и космоса.
Фалес (6-7 век до н.э.) сводит все богатства мира к единому связывающему началу – воде. «Земля плавает по воде, как дерево». «В предметах душа является движущим началом, магнит притягивает железо, т.к. обладает душой». Открыл полярную звезду, способ измерения h пирамид, объяснил солнечное затмение (когда Луна по своей природе землистая, проходит через Солнце по прямой линии), установил год в 365 дней.
Анаксимандр: в основе всего лежит неопределенное первое вещество – апейрон, который делится на тепло и холод, которые порождают весь окружающий нас мир. Земля является центром Вселенной, ее опоясывают 3 огненых кольца: солнечное, лунное, звездное. Они покрыты воздушной оболочкой. Когда эти оболочки разрываются, мы видим небесные светила.
Анаксимен: в основе всего лежит воздух. «Разряжаясь, воздух становится огнем, а, сгущаясь – ветром, водой, землей, камнем, и такое движение происходит вечно».
Гераклит(6-5 век до н.э.) – огонь. «Мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, он был, есть и будет вечно живым огнем закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».
Огонь ↔ воздух ↔ вода ↔ земля.
Вечное обновление мира происходит через борьбу противоположностей. «На входящего в одну и ту же реку текут все те же и новые воды». Он закладывает начало диалектики (всесторонний подход).
Основы его диалектики:
- раздвоение единого и познание его противоречивых частей;
- учение о тождестве противоположностей – «Тождество – временно, борьба – абсолютна»;
- в мире все относительно. Добро и зло – это одно и тоже. «Прекраснейшая обезьяна отвратительна с человеческим родом». «Врачи, лечащие больных, режущие и жгущие их, требуют еще и денег»;
- познание начинается с восприятия мира чувствами, но учит человека разум;
- из огня все выходит и туда же все возвращается;
- все изменчиво и находится в стадии становления;
- смерть – это рождение чего-то нового;
- душа – это паук, а тело – паутина;
- мудрая душа – горячая, (у пьяниц) влажная душа не горит.
Зенон(5 век до н.э.) ввел понятие о противоречивости движения. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет». Создал апории (доказательства):
1. вскрывают противоречивость движения;
2. изображают движение, как сумму состояний покоя;
3. они описывают результат движения, а не само движение;
4. они не показывают возможности самого движения.
Аристотель назвал Зенона изобретателем диалектики.
Демокрит – сын крупного землевладельца, сам стал крупным рабовладельцем, советовал использовать слуг, как члены своего тела, одних для одного дела, других – для другого. Основатель материализма, создал учение об атомах: «Все в мире состоит из атомов и пустоты». Атомы, имеющие сферическую форму, составляют огонь и душу. «Все в мире причинно-следственно связано». «Я предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести персидский престол». Материя вечна и находится в движении. Новые предметы возникают при изменении сочетания атомов в следствии их притяжения.
Существует бесконечное множество миров. Одни растут, другие находятся в расцвете, третьи умирают. От каждого предмета истекают частицы, которые образуют его внешнюю оболочку, так возникает чувственное познание – это темная сторона познания, а существует и светлая – это познание, построенное на разуме.
Человек обучается, подражая тому, что видел в природе. Смысл жизни в достижении хорошего расположения духа. Тело является сосудом для души, и причина болезни в том, что мы не учим свою душу правильному образу жизни.
Пифагор(571-479 г. до н.э.) ввел термин «философ». Основал аристократический пифарейский союз. От членов союза требовалось стремление к добродетели, понимаемое как повиновение. Видный математик, разработал понятие справедливости как меры нормирования неравных отношений и неравных индивидов. Говорил о необходимости воздаяния равным за равное.
Число – это сущность всего существующего, т.е. мистифицировал количественную сторону материи. Число «10» считал божественным.
1. Математически подсчитали зависимость длины струны и тона звука.
2. Доказывали, что движение небесных тел подчиняется математическим отношениям.
3. Предполагали, что Земля имеет форму шара и вращается.