Экономическая эффективность управления качеством

Экономическая эффективность управления качеством по аналогии с классическим подходом - характеристика получаемых эффектов за счет управления качеством в сравнении с затратами, необходимыми для получения данных экономических результатов. Рассмотрение вариантов повышения и обеспечения качества с позиций их экономической эффективности позволяет решать важнейшие для фирмы задачи, определяющие ее будущее.

Каким должен быть уровень качества продукта, с которым фирме наиболее выгодно выходить на рынок? Иными словами, к какому качеству следует стремиться? Современные специалисты в области качества не понимают, почему нужно было стремиться к высшему качеству и проводить соответствующую аттестацию.

Сам термин «высшее качество» является неопределенным и поэтому не может быть критерием «настройки системы управления качеством». При работе фирм в условиях конкуренции особое значение имеет определение наиболее целесообразного уровня качества продукта.

Принято называть такое качество «нужным качеством». Раскроем понятие «нужное качество». Возможны два подхода к его определению:

Ø когда первичными являются экономические интересы фирмы;

Ø когда за основу берутся экономические интересы клиента.

Первый подход свойственен фирмам, стоящим на сбытовых концепциях. Второй подход применяют фирмы, исповедующие маркетинговые концепции производственно-коммерческой деятельности.

На рис. 33 прослеживается характер зависимости прибыльности от таких показателей, как уровень качества и цена продукта. Как видим, эта функция представляет собой объемную куполообразную двухпараметрическую зависимость.

 

 

Рис. 33. Прибыльность как функция уровня качества и цены

 

Прибыль падает при малых уровнях качества, так как при этом снижается спрос на продукт, доля рынка и, следовательно, оборот. Соответственно, прибыль падает и при излишне высоких уровнях качества, поскольку при этом возрастающая полезность продукта не в состоянии компенсировать резко возрастающую себестоимость, т.е. затраты фирмы (рис. 34).

 

 

Рис. 34. График зависимости трех функций уровня качества (К):

полезности П(К); затрат З(К); разности ΔЭ(К) = П(К) - З(К)

Прибыль падает также при слишком низких ценах, так как даже возрастающая при этом доля фирмы на рынке не в состоянии привести к адекватному росту оборота в денежном выражении. Слишком же высокие цены также ведут к снижению данного оборота в результате значительного сокращения доли фирмы на рынке (рис. 35).

 

 

Рис. 35. Зависимость доли рынка (Д)

и оборота продукта (О) от его цены (Ц)

 

 

Изучив эти графики, можно сделать вывод о том, что фирма не всегда будет получать прибыль от увеличения производства. На какой-то стадии расширения производства фирма может вообще не получать прибыли или даже нести убытки. Это связано с перенасыщением рынка данными товарами. Но в условиях жесткой конкуренции, когда происходит борьба за потребителя, фирмы постоянно совершенствуют свой товар. Расширяя производство усо­вершенствованных, конкурентоспособных товаров, фирма может получить более высокую прибыль.