Метод определения потерь вследствие низкого качества
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии. При этом:
Ø стоимость соответствия - это затраты, понесенные для удовлетворения
всех запросов (сформированных и подразумеваемых) потребителей при
безотказности существующего процесса;
Ø стоимость несоответствия - это затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. К внешним материальным потерям можно отнести сокращение в будущем объема сбыта в связи с неудовлетворенностью потребителей. Внутренние нематериальные потери - это результат снижения производительности труда из-за переделок, неиспользованных возможностей, неудовлетворительной эргономики и т.д. Материальные потери - это внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.
Классификация затрат на качество - одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки. Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать все стадии создания и потребления продукции и в нее следует включать максимально возможное число признаков (табл. 7).
Таблица 7
Обобщенная классификация затрат на качество
Признак классификации | Классификационная группа затрат | |
По целевому назначению | на улучшение качества на обеспечение качества на управление качества | |
По экономическому характеру | текущие единовременные | |
По виду затрат | производительные непроизводительные | |
По методу определения | прямые косвенные | |
По возможности учета | поддающиеся прямому учету не поддающиеся прямому учету те, которые экономически нецелесообразно учитывать | |
По стадиям жизненного цикла продукции | на качество при разработке изделия на качество при изготовлении изделия на качество при использовании изделия | |
По отношению к производственному процессу | на качество в основном производстве на качество во вспомогательном производстве на качество при обслуживании производства | |
По возможности оценки | планируемые фактические | |
По характеру структурирования | по предприятию по производству (цеху, участку) по видам продукции | |
По объемам формирования и учета | продукция процессы услуги | |
По виду учета | оперативный, аналитический, бухгалтерский, целевой |
Одна из наиболее полных структур затрат на качество, разработанная американским ученым А. Фейгенбаумом, приведена на рис. 32.
Рис 32. Структура затрат на качество
В соответствии с этой структурой все расходы на качество могут быть разделены на три вида:
Ø расходы изготовителя;
Ø расходы поставщиков и потребителей;
Ø совместные расходы изготовителей и поставщиков.
При этом расходы изготовителей включают в себя прямые и дополнительные расходы. Прямые расходы состоят из четырех видов затрат.
Первый вид - предупредительные расходы (ЗП), рассчитываемые по формуле:
ЗП = ЗПК + ЗКП + ЗО + ЗК + ЗМ
где: ЗПК – затраты на планирование качества;
ЗКП – затраты на подготовку контроля процессов создания объектов;
ЗО – затраты на оборудование, используемое для управления качеством;
ЗК – затраты на работу с кадрами;
ЗМ – затраты на мероприятия в рамках системы качества фирмы.
Затраты на планирование качества включают в себя расходы, связанные со следующими видами деятельности по планированию качества:
o получением и анализом маркетинговой информации;
o подготовкой программ по обеспечению качества;
o организацией и внедрением систем управления качеством;
o разработкой требований к контролю качества компонентов и сырья, процессов, продуктов;
o подготовкой методик и инструкций по обеспечению качества;
o анализом качества на допроизводственной стадии.
Затраты на подготовку контроля процессов создания объектов включают в себя следующее:
o расходы на подготовку нормоконтроля проектов;
o расходы на подготовку контроля качества на этапах разработки объекта;
o расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля у поставщиков;
o расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля на фирме-изготовителе.
Затраты на оборудование определяют расходы на приобретение, установку и наладку различного оборудования для получения информации о качестве, ее анализа и осуществления контрольно-управленческих функций в рамках системы качества фирмы.
Затраты на работу с кадрами включают расходы на разработку программ и методик обучения и непосредственное проведение всех форм обучения персонала, способствующего высококачественному труду, возможные затраты на оценку качества персонала, его тестирование, разработку всевозможных программ повышения эффективности использования персонала и повышения качества его работы.
В предупредительные расходы включаются и затраты на различные мероприятия, проводимые фирмой для повышения качества производимых ею объектов. Они включают в себя организационные расходы и расходы времени работников на конференции, семинары, дни качества, командировки и т.п.
Второй вид прямых расходов изготовителя - оценочные расходы (ЗОЦ). Они складываются из расходов на оценку качества. Формула для их расчетов включает десять компонентов:
ЗОЦ = ЗИП + ЗКП + ЗПИ + ЗТК + ЗИ + ЗС + ЗПН + ЗСЕР + ЗРО + ЗИЭ
где: ЗИП - на испытания и приемочный контроль;
ЗКП - на командировки к поставщикам для проверки качества компонентов и сырья;
ЗПИ - на лабораторные проверки измерительных приборов и их обслуживание;
ЗТК - на технический контроль;
ЗИ - на испытания, проводимые на фирме-изготовителе;
ЗС - на самоконтроль (проверку работниками качества своей работы и технологического процесса);
ЗПН - на плановый надзор за качеством продукции и системой качества;
ЗСЕР - на сертификацию;
ЗРО - на анализ данных контроля и испытаний с целью выдачи разрешений на отгрузку;
ЗИЭ - на испытание объектов на стадии их использования по назначению.
Третий вид прямых расходов изготовителя - затраты, связанные с внутренними, в пределах процессов внутри фирмы, отказами (ЗВНУТ). Затраты из-за внутренних отказов образуются по причинам потерь качества, обнаруженных до отправки изделий заказчику. Они определяются выражением:
ЗВНУТ = ПМ + ПК + ∑ПБ
где: ПМ - потери материалов из-за их неудовлетворительного качества;
ПК - потери компонентов из-за их неудовлетворительного качества;
∑ПБ - суммарные потери на брак.
Суммарные потери на брак включают в себя следующие виды затрат:
o на переделку брака;
o на утилизацию брака;
o время работников, связанное с производством утилизированного брака;
o на материалы и компоненты, использованные в утилизированном браке;
o на энергию и прочие накладные расходы, связанные с производством
утилизированного брака и его хранением.
Четвертый вид рассматриваемых затрат - затраты из-за внешних (происходящих вне фирмы) отказов (ЗВНЕШ). Они определяются выражением:
ЗВНЕШ = ЗГ + РР + ЗДМ + Ш + ПВ
где: ЗГ - затраты на доработку товара в течение гарантийного срока;
РР - расходы по рекламациям потребителей в послегарантийный период;
ЗДМ - расходы на устранение дефектов при монтаже;
Ш - штрафы за низкое качество в рамках юридической ответственности за качество;
ПВ - потери от возврата и замены товаров низкого качества.
Кроме прямых расходов изготовители несут дополнительные расходы,связанные с качеством производимых ими объектов. Они делятся на косвенные и непредвиденные расходы.
Косвенные затраты на качество обычно возникают из-за выполнения таких производственных операций, которые можно вполне исключить, и их существование объясняется неуверенностью изготовителя в качестве производимой продукции. Другой причиной таких расходов может оказаться нерациональная конструкция изделия, которая приводит к перерасходу материалов, оборудования и рабочей силы. Снижению такого рода затрат способствуют сокращение количества материалов, подлежащих проверке и испытаниям, ликвидация простоев, сертификация продукции, исключающая дополнительную проверку ее потребителем, т.е. отмена входного контроля.
Косвенные расходы (РК) определяются по формуле:
РК = РДТ + РДК + РМК + РМТ + РО + РЭ + РРС
где: РДТ - на дополнительные операции в технологии, связанные с неуверенностью в качестве;
РДК - на дополнительные операции в контроле и испытаниях, связанные с неуверенностью в качестве;
РМК - на материалы, излишне расходуемые из-за несовершенства конструкции;
РМТ - на материалы, излишне расходуемые из-за несовершенства технологии;
РО - на оборудование, излишне расходуемое из-за несовершенства конструкции и технологии;
РЭ - на энергию, излишне расходуемую из-за несовершенства конструкции и технологии;
РРС - на рабочую силу, излишне расходуемую из-за несовершенства конструкции и технологии.
Непредвиденные расходы (РН) выражаются в уменьшении объема сбыта вследствие возникновения отрицательной реакции покупателей на товары фирмы. Наиболее распространенной причиной этого могут быть высокие издержки потребителей на техническое обслуживание, а также частые отказы изделий. Фирмы проигрывают и в том случае, когда рассмотрение судебного иска покупателя в связи с плохим качеством товара решается в пользу изготовителя. Потеря доброжелательности покупателя приравнивается к непредвиденным расходам на качество. Сюда же относятся и непосредственные затраты на подготовку к судебному делу, гонорар адвокату, оплата экспертизы и др.
РН = ЗО (1 - РС)
Данный вид затрат ориентировочно прогнозируется на основании прошлого опыта (ЗО) с учетом вероятности их снижения в результате мер по улучшению качества (РС).
Структура расходов поставщиков компонентов и материалов аналогична представленной для изготовителя, так как они фактически также являются производителями и для расчета соответствующих видов затрат для них применяются рассмотренные выше формулы. В то же время следует учитывать, что они сказываются на уровне закупочных цен и, следовательно, на себестоимости готовой продукции. Поэтому они важны как для поставщиков, так и для изготовителей. Затраты потребителя рассчитываются по формуле определения цены потребления.
Общий вид затрат производителей и поставщиков компонентов и материалов связан с необходимостью создания системы информационного обеспечения органов по сертификации, обществ потребителей, банков и кредиторов, посреднических фирм, коммерческих изданий, а также органов, контролирующих безопасность населения и окружающей среды достоверной и оперативной информацией о качестве объектов.
Эти расходы (ЗИ) включают в себя затраты поставщиков и изготовителей на соответствующую аппаратуру и коммуникационное обеспечение. Затраты на аппаратуру и приборы, обеспечивающие информацию о качестве, очень возросли в связи с автоматизацией контроля качества и использованием ЭВМ. Обычно при планировании этих расходов выясняется возможность снижения расходов на качество в результате внедрения микропроцессоров и ЭВМ, а также увеличение срока службы аппаратуры (т.е. окупаемость расходов на дорогостоящее оборудование). Они могут определяться следующей суммой:
ЗИ = ЗП + ЗР + ЗК + ЗАР
где: ЗП - затраты на приобретение ЭВМ, микропроцессоров и тому подобной аппаратуры;
ЗР - затраты на работников, обслуживающих аппаратуру в данной системе информации;
ЗК - затраты на коммуникации;
ЗАР - затраты на анализ и распространение информации.
Расходам на качество, связанным с потреблением товара, фирмы уделяют много внимания, так как в конечном итоге они отражаются на объеме сбыта продукции. Информация о расходах у потребителя служит основанием для внесения соответствующих изменений в систему обеспечения качества. На фирмах разрабатываются специальные программы по снижению затрат на качество на стадии потребления товара.
Представленная структура затрат характеризуется неоднозначными внутренними взаимосвязями входящих в нее компонентов. Увеличение одних статей затрат на качество приводит к понижению (и иногда весьма существенному) других. Это позволяет сделать вывод, что система затрат на качество представляет собой довольно «тонкий» механизм, разумное управление которым может позволить фирме извлечь немалые экономические дивиденды.