Метод калькуляции затрат на качество

Касается определения затрат на качество (ЗК), которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности у) и внешних работ ш). Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД: профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками.

 

К составляющим затрат относятся следующие:

Ø затраты на профилактику (П) – это затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь (обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.);

Ø затраты на оценивание (О)- затраты но определение и подтверждение достигнутого уровня качества (испытания, контроль);

Ø внутренние затраты у) – затраты, понесенные внутри организации, т.е. до того, как продукт был продан потребителю, когда запланированный уровень качества не достигнут (например, переделка, повторная обработка, брак, повторные испытания и др.);

Ø внешние затраты ш) – затраты, понесенные вне организации, т.е. после того, как продукт был продан потребителю, когда запланированный уровень качества не достигнут (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции, и др.).

Классификация затрат на качество по методу ПОД представлена на рис. 31. Например, из рис. 31 следует, что если каждая из составляющих затрат на качество равна 10 денежным единицам (П = О = Д = Вш = 10), то общие затраты изготовителя на качество составят 40 д.е.; 20 д.е. из них счи­таются полезными, а 20 д.е. - убыточными и в их числе 10 д.е. - за гарантированный период уже после продажи товара. Затраты Ву (в системе ПОД) равны 30 д.е.

 

Рис. 31. Схема классификации затрат на качество по методу ПОД