Государственный сектор и государственная собственность.
Государственный сектор - совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, а также других организаций, финансируемых в основном за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, основной функцией которых является предоставление нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам.
Государственный сектор обычно охватывает виды деятельности, которые невыгодны частному производителю, либо имеют большое общественное значение:
1. Производство общественных благ. Производство товаров, связанных с большими внешними эффектами (здравоохранение, образование и т.п.).
При этом особо следует выделить следующие отрасли производства:
- производства, связанные с национальной безопасностью;
- создание производственной и социальной инфраструктуры, требующих масштабных капиталовложений и приносящих эффект в долговременном периоде (дороги, коммуникации, детские учреждения и т.п.);
- производство социальных услуг (пенсионное обеспечение, социальная защита и т.п.).
2. Создание принципиально новой отрасли, отдача от которой пока неясна, либо ожидается в весьма отдаленном будущем (аэрокосмическая, атомная энергетика и др. отрасли в период становления).
3. Производство в убыточной отрасли, находящейся на стадии старения и упадка, но составляющей базис промышленной системы.
В целом считается, что государственный сектор обычно менее эффективен по сравнению с частным. Это имеет следующие объяснения. Во-первых, государственный сектор охватывает те отрасли производства, которые менее прибыльны, или вообще неприбыльны по сравнению с частным сектор. Это связано с выполнением государством общественных обязательств. Во-вторых, по сравнению с аналогичными частными предприятиями государственные предприятия менее эффективны вследствие меньшей эффективности управления и взятия на себя дополнительных общественных обязательств.
Проблема эффективности управления:
1. Проблема «мягких бюджетных ограничений», когда убытки покрываются из бюджета.
2. Проблема недостатка конкуренции и отсутствия эффективного контроля над деятельностью государственных менеджеров.
3. Проблема отсутствия у государственных менеджеров стимулов к повышению эффективности производства.
4. Проблема наличия у государственных менеджеров «особых интересов»:
Проблема «общественные обязательства» предприятий госсектора:
1. Проблема обеспечения стабильности и занятости населения. Предприятия госсектора при ухудшении рыночной конъюнктуры воздерживаются от увольнений, что увеличивает издержки.
2. Проблема поддержания высокого спроса и стимулирования производства. Работа в убыток, но создание спроса на товары частного производства.
3. Проблема поддержки отечественного производителя.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки. Обратный процесс называется национализацией, или муниципализацией.
Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.
Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления.
4. Макроэкономическая политика государства: содержание и основные направления.
Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики.
Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.
Рассмотрим особенности кейнсианской и неоклассической теории государственного регулирования экономики (таблица 11.1).
Таблица 11.1
Кейнсианская и неоклассическая теории
государственного регулирования экономики
Неоклассическая теория | Кейнсианская теория | |
Теоретическая основа: | концепция рационального индивида. | концепция нерационального индивида. |
Точка зрения на «недостатки рынка»: | согласны с существованием проблем общественных благ, внешних эффектов, поддержания конкуренции, недостатка и асимметричности информации. | считают, что существуют все проблемы. Особо острыми признаются нестабильность экономики и проблема распределения доходов. |
Функции государства: | безоговорочно признается первая группа функций. В отношении перераспределения ресурсов, доходов и стабилизации экономики занимается очень сдержанная позиция. | признают обе группы функций, причем модификация деятельности рыночной системы через процессы перераспределения считается жизненно важной для сохранения устойчивости рыночной системы. |
Рекомендации: | государство должно воздействовать на экономику преимущественно институциональными методами, повышением гибкости рынков и обеспечивать отражение в денежной цене всех издержек и выгод. | государство должно активно перераспределять ресурсы между направлениями их использования, а также перераспределять доходы и богатство. |
Рекомендуемая литература: [1 - 8, 10, 14, 16, 17, 19, 27, 29, 32, 35 - 50].