Необходимость, сущность и субъекты государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование)– это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Несостоятельность рынка - это такая ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное распределение ресурсов. К подобным «провалам рынка», которые призвано компенсировать государство, относят:

1. Так как рынок ориентирован на удовлетворение платежеспособного спроса, то он не обеспечивает производства целого ряда товаров общественного потребления, на которые не существует индивидуального платежеспособного спроса (защита от наводнений, прививки от опасных болезней, охрана правопорядка, оборона и т.п.). Возникает проблема производства общественных благ.

2. Рыночная координация основана на том, что денежная цена адекватно отражает ценность благ и ресурсов. Однако в реальной действительности потребление некоторых товаров сопровождается дополнительными эффектами, не улавливаемыми ценой (загрязнение и т.п.). Рыночные цены не отражают выгод и потерь третьих лиц, что ведет к неэффективному распределению ресурсов. Возникает проблема внешних эффектов.

3. Рынок, предполагающий широкое рассредоточение экономической власти и конкуренцию, сам по себе не способен предотвратить перерастание конкуренции в монополию. Возникает проблема поддержания конкуренции.

4. Рынок, в основе которого лежит частный интерес, порождает колебания производства. Возникает проблема неравномерности.

5. Распределение доходов в рыночной системе является следствием распределения ресурсов и поэтому является крайне неравномерным.

6. Рынок предполагает, что хозяйствующие субъекты получают всю необходимую им информацию и в состоянии на ее основе делать рациональный экономический выбор. На самом же деле:

- люди не обладают всей полнотой информации (о конкретных благах, о заменителях, о вредности производства и т.п.). Поэтому государство и общественные организации (общества потребителей, союзы содействия малому бизнесу, движение «зеленых») берут на себя функцию сбора и донесения информации до людей, способствуя таким образом принятию ими более обоснованных решений.

- существует проблема асимметричности информации, в результате которой появляются издержки и выгоды, которые не были оговорены при заключении сделки (скрытые дефекты, скрытые последствия долговременной эксплуатации и т.п.), высокий риск оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов, препятствующий заключению взаимовыгодных сделок и эффективному распределению ресурсов. Государство призвано создать институциональные условия более равномерного движения экономической информации: во-первых, законодательство о предоставлении информации; во-вторых, стандартные договоры, четкие процедуры заключения сделок.

Перечисленные выше «провалы рынка» позволяют выделить следующие функции государства. Во-первых, функции, связанные с созданием институциональных основ рыночной системы:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции, проведение мер антимонопольного регулирования, препятствующих сосредоточению экономической власти, повышающих эффективность функционирования рынков.

3. Стабилизация экономики в интересах достижения более равномерного экономического развития и снижения потерь от инфляции и безработицы и др.

Так как основной целью экономической политики является создание условий, в которых хозяйствующие субъекты сами находят наиболее рациональные решения, то и субъект ее реализация является сложным, не сводится к органам государственного управления.

Субъектов экономической политики несколько. К ним относится государство, негосударственные союзы и объединения, а также надгосударственные органы, оказывающие все более возрастающее влияние на принимаемые государством решения в сфере экономики.

Государство как субъект экономической политики. На высшем государственном уровне происходит размежевание функций между ветвями власти.

Законодательная власть принимает законы, устанавливающие "правила игры" в экономике, а также обсуждает и одобряет (отклоняет) принципиальные направления экономической политики.

Судебная система страны участвует в формировании институтов рыночной экономики, обеспечивает неотвратимость санкций за нарушение определенных "правил игры".

Исполнительная власть обеспечивает выполнение принятых направлений экономической политики, оказывает оперативное воздействие на экономику в интересах их реализации.

Кроме того, при федеративном устройстве страны выделяются три уровня субъектов экономической политики: федеральный, региональный и местный. За ними закрепляется решение определенных проблем социально-экономического развития.

Эффективность деятельности государства как субъекта экономической политики определяется наличием сильной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также наличием эффективных институтов (политико-административных органов, механизмов посредничества и агрегирования интересов).

Негосударственные субъекты экономической политики. К ним относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп - профсоюзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации и т.п. Они имеют рычаги воздействия на государство в интересах обеспечения учета интересов отдельных групп.