Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы изменения предложения.

Предложение- это объем товаров, которые продавцы готовы продать потребителю по определенным ценам.

Рассмотрим следующий пример (таблица 5.2).

Таблица 5.2

Цена и предложение товара

Цена за 1 единицу товара, у.д.е. Величина предложения в штуках

 

Перенесем эти данные на график. На оси абсцисса отложим количество предложенных товаров, а на оси ординат - цену за единицу товара. Полученная кривая (прямая) называется кривой предложения и обозначается буквой S(рисунок 5.3). Она отражает взаимосвязь между количеством предложенного товара и его ценой.

Рисунок 5.3 – Кривая предложения

 

На графике видно, что существует прямая зависимость между ценой и предложением товаров на рынке. С повышением цены (при прочих равных условиях) возрастает и величина предложения и наоборот. Эта специфическая связь между ценой и предложением товаров называется законом предложения. Он показывает, что производители хотят производить и предлагают к продаже больше товаров по высоким ценам, чем по низким.

Кроме цены, на предложение влияют следующие факторы неценового характера:

1. Ресурсные цены. Увеличение цен на экономические ресурсы повышает издержки производства и сокращает предложение того или иного товара. При этом кривая предложения смещается влево.И наоборот, снижение ресурсных цен уменьшает производственные затраты и увеличивает предложение, сдвигая кривую вправо.

2. Технологии. При внедрении новых, более совершенных техноло­гий продукция производится более эффективно, что в свою очередь сни­жает уровень издержек и увеличивает предложение.

3. Налоги и субсидии. Увеличение налогов сокращает величину при­были, остающейся в распоряжении предприятия, и следовательно, умень­шает возможности для увеличения предложения товара. Государственные дотации, наоборот, увеличивают предложение.

4. Цены на другие товары также способны влиять на изменение пред­ложения. Например, снижение цены на говядину может побудить фермера предлагать к продаже больше свинины, и наоборот, повышение цены на го­вядину вызовет стремление фермера сократить предложение свинины.

5. Ожидания производителей относительно изменения цен влияют на заинтересованность производителей в продаже товаров в настоящее вре­мя. Ожидая повышение цены на производимый товар, фирма будет задер­живать реализацию своей продукции. Это вызовет сокращение предложе­ния. Если же наблюдается тенденция снижения цен, объем предложения в данный момент будет увеличиваться.

6. Количество продавцов на рынке. По мере вхождения в рынок но­вых фирм число поставщиков будет увеличиваться и кривая предложения станет смещаться вправо и наоборот.

Под воздействием одно­го или нескольких факторов из перечислен­ных выше кривая предложения может сме­щаться либо вправо, либо влево.