Зарубежная практика проведения ОВОС.

 

ОВОС – сложный процесс, включающий «исследование воздействий», и процедурные вопросы экологического проектирования и принятия управленческих решений по планируемой и проектируемой деятельности. Главная цель ОВОС не только оценка воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, население и ее последствий, но и «оценка этой оценки»для принятия приемлемого для всего общества решения по проекту.

В процессе ОВОС как процедуре участвуют:

1) «источники» ОВОС: «проектировщики», т.е. специалисты, планирующие средообрузующие технические действия, которые подлежат оценке, и «оценщики», т.е. специалисты разных областей науки, оценивающие последствия действий и вырабатывающие рекомендации по их оптимизации;

2) «власти» различных уровней: исполнительные власти, или «администраторы», и законодательные власти, или «юристы»;

3) общественность различных групп населения: сторонники средопреобразующих действий (их условно называют «средопотребителями») и противники подобных действий («средозащитники»);

4) лица, принимающие решение, т.е. носители власти, от которых зависит решение по проекту, а также их советники-консультанты и независимые эксперты, которые проводят окончательную экологическую экспертизу выполненных ОВОС.

В зарубежной практике ОВОС обязательным является объективный учет мнений населения, прежде всего проживающего на территории предполагаемого воздействия. Взаимная корреляция и корректировка относительно объективных (научных) и относительно субъективных (общественных) оценок – условие нахождения подлинного решения. Благодаря «двойной» многоаспектности меняется и качество научно-исследовательского процесса, научные оценки точнее ориентированы на конкретное обеспечение благополучия общества и формулируется особая форма учета воздействия проекта, которая отражает реакцию общества с учетом социальных отношений и ценностей.

Для этого соизмеряют ущерб от неблагоприятных воздействий природного и социально-экономического характера с различными выгодами от реализации проекта. Рассматривают альтернативы проекта, способные по-разному уменьшить ущерб или усилить выгоды исходного проекта. Многоуровневое согласование целей и последствий предполагаемого проекта, подлежащего ОВОС, осуществляется не только в рамках природоохранных программ разного уровня, но и в рамках социальных и отраслевых планов экономической направленности. При анализе социальных и экономических целей предлагаемых проектов они могут быть отклонены еще до проведения оценочных процедур ОВОС в том случае, если эти цели не совпадают с целями, которые ставятся перед соответствующей отраслью хозяйства в государственном масштабе.

В отечественной практике редко применяются социологические методы проведения ОВОС.

В зарубежной практике применяют четыре важные процедуры, обеспечивающие возможность эффективного использования социологических методов и осуществления так называемого социологического профилирования.

Во-первых, это всесторонняя обработка уже имеющихся социологических данных путем статистического и графического анализа экономических, демографических и других сведений о населении, проживающем в регионе реализации проекта.

Во-вторых, это целенаправленная организация информирования общественности о проекте.

В-третьих, это проведение разнообразных социологических опросов населения.

В-четвертых, это осуществление различных социологических наблюдений за поведением населения. Кроме того, на основе собранной информации проводится прогнозирование социально-экологических и социально-экономических процессов, связанных с реализацией предполагаемого проекта.

В зарубежной практике ОВОС сложились представления о нескольких этапах и стадиях этой процедуры (рис. 1). Концепция этапности ОВОС состоит в том, что для каждого этапа, во-первых, процедурно определены цели и круг анализируемых проблем; во-вторых, процедурно обозначен состав участников экспертизы и характер контактов оценщиков с властями и общественностью. В-третьих, процедурно намечено достижение конкретных результатов для принятия окончательного решения относительно рассматриваемого проекта.

 

 

Проектные предложения. Уведомление властей
Декларация о намерениях

Акт выбора земельного участка Санитарно-экологическая экспертиза Согласование с органами местного самоуправления Техническое задание на проектирование Согласования региональных властей Согласование компетентного органа
Классификация объекта (screening)

Идентификация сферы ОВОС (scoping)

Экологические научно-проектные исследования
Проектно-изыскательские и инженерно-экологические исследования

Согласование результатов научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в компетентном органе
Проектирование: рабочий проект (ОВОС), рабочая документация (Перечень мероприятий по охране окружающей среды)

Специализированные согласования (Роспотребнадзор, Росводнадзор, Россельхознадзор, Роскомрыболовство, МЧС и т.д.)


Согласование адекватности информации ОВОС

Консультации заинтересованных сторон и общественности

Экспертиза компетентного органа. Решение по согласованию
Государственная экологическая экспертиза

Постпроектный мониторинг, если он включен как условие
Государственная экспертиза проектной документации

 

Рис. 1. Сопоставление стадий процедур ОВОС в Евросоюзе

и Российской Федерации (Оценка…, 2008)

 

В зарубежном опыте ОВОС условно выделяются три основные стадии проведения ОВОС с двумя основными этапами в каждой. На первой стадии происходит разработка ограниченных ОВОС – первичных и предварительных.

Этап первичных ОВОСпредназначен для выяснения целесообразности ее проведения, а также для обсуждения возможной необходимости детализации конкретного проекта. Содержание этапа – сканирование (анализ и оценка) ключевых параметров проекта: вид деятельности, масштаб деятельности, способ деятельности, типы воздействий, регион размещения, стадии реализации. В регионе размещения выявляются потенциально уязвимые территории и территории, представляющие ценность.

Этап предварительных ОВОСпредназначен для определения широты охвата ОВОС, т.е. выявления разнообразия основных экологических последствий планируемого проекта и возможных альтернативных его вариантов. В содержательном отношении это предварительная оценка масштаба и характера последствий реализации различных вариантов проекта с целью определения объема исследований детальной ОВОС, если таковая потребуется. Этап соответствует стадии выработки «технического задания» (ТЗ) на ОВОС в российской практике. На этом этапе к обсуждению привлекаются слои общества – как заинтересованные в проекте, так и отвергающие его.

На второй стадии (и двух ее этапах) происходит разработка полных ОВОС – детальных и завершающих. На этапе детальных ОВОСпроизводится всесторонний анализ и прогноз природных и социально-экономических процессов, которые могут возникнуть в результате реализации проекта на разных стадиях, проводятся научные исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду с экологической и экономической интерпретацией прогнозируемых исследований. Этап завершается публикацией «Заявления о воздействии проекта на окружающую среду», в котором дается «резюме» всех оценок и рекомендации по дальнейшему проектированию.

В российской практике соответствует этапу разработки «Предварительных материалов по оценке воздействия», которые являются основной содержательной частью ОВОС.

Этап завершающей ОВОСв большей степени процедурный, чем исследовательский, основная функция его – окончательное решение по проекту. Этот этап общественной, специализируемой и экологической экспертиз, разработанной ОВОС.

Важные процедуры этапа – изучение и учет реакций общественности на опубликованные ОВОС, независимая экспертиза всех разработок, особенно информации для лиц принимающих решение, в заключении этапа – принятие окончательного решения о приемлемости или неприемлемости проекта.

В российской практике соответствует общественным слушаниям по «Материалам ОВОС» и государственной экологической экспертизе проекта в том числе «Материалов по оценке воздействия».

На третьей стадии (и двух ее этапах) происходит выработка послепроектных ревизионных ОВОС – проверочных и мониторинговых. Этап проверочных ОВОСдля осуществления так называемого послепроектного анализа, сущность которого – проверка фактического развития и предсказанного ОВОС изменения окружающей среды прогнозных построений, а также контроль над практическим соблюдением предположенных до начала осуществления проекта природоохранных мероприятий. Основная функция этапа – определение соответствия прогнозных построений реальной ситуации, а также контроль и ревизия оценок и рекомендаций. На этом этапе разрабатывается программа и системы мониторинга в сферах воздействия. Финансирование послепроектного анализа проводится по принципу «платит загрязнитель», а контроль за осуществлением анализа возлагается на природоохранные организации (Вторжение.., 1983). Очень важное условие эффективности контроля – регулярное опубликование результатов проводимых послепроектных исследований, причем эти публикации и являются, по сути, формой представлений проверочных ОВОС.

Этап мониторинговой ОВОСпредназначен для постоянного слежения за реальным ходом природных и социально-экономических изменений, обусловленных реализацией того или иного осуществленного проекта. Задачи постпроектного мониторинга разнятся в зависимости от стадии жизненного цикла проекта, они должны быть определены для стадии строительства, эксплуатации объекта и т.д. Отслеживаются изменения параметров качества окружающей среды, различные преобразования, перестройки среды.

Таким образом, в зарубежном опыте проведения ОВОС четко выделяется целенаправленное и последовательное культивирование многоэтапности и многостадийности этой процедуры. На каждой стадии и на каждом этапе оценщик должен четко ограничить круг оцениваемых аспектов, рассматриваемых вариантов, учитываемых уровней, используемых методов, чтобы итоговая информация для принятия решений была наглядной, убедительной и компактной, облегчая принятие оптимального решения.

Основные выводы:

 

1. Составляющими системы экологической оценки в России являются: 1) ОВОС; 2) государственная экологическая экспертиза; 3) главная государственная экспертиза.

2. В национальной процедуре ОВОС прослеживается несколько стадий:

1) стадия разработки технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС;

2) стадия исследований воздействия деятельности на ОС с выявлением экологических, социальных, экономических последствий и прогнозов, которая завершается составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия»;

3) стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

3.В процедуре ОВОС участвуют: 1) инвестор-заказчик; 2) исполнитель работ по оценке воздействия; 3) общественность.

4. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду разрабатываются только для объектов хозяйственной и иной деятельности, указанных в статьях 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Объекты государственной экологической экспертизы подразделяются на два уровня: федеральный и региональный.

5. Процедура проведения ОВОС в зарубежных странах отличается многоэтапностью и многостадийностью.